>
>
Война миров Z / World War Z

Война миров Z / World War Z

28.06.2013
41

Режиссёр — Марк Форстер

В ролях: Брэд Питт, Мирей Эно, Даниэлла Кертеш, Фана Мокоэна, Джеймс Бэдж Дэйл, Дэвид Морс, Мориц Бляйбтрой, Мэттью Фокс

Продолжительность — 116 мин

Обидно, наверное, для автора — войти в историю кино чисто за счёт денег; ведь «Война миров Z», по крайней мере, пока, является самым дорогостоящим фильмом про зомби в истории. Но режиссёру Форстеру, думаю, стыдиться нечего — в историю, пусть и по такому меркантильному поводу, он вполне может войти с высоко поднятой головой.

Снимать летние блокбастеры за сотни миллионов долларов — процесс не сказать, что простой и быстрый; но даже по принятым в индустрии меркам дорога «Войны миров» к зрителю была особо долгой и мучительной. Международные съемки с эпическими массовками съедали сильно больше запланированного бюджета; столкновения творческих интересов приводили к превращению съемочной площадки в зону военных действий (в какой-то момент режиссёр Форстер и звезда, а по совместительству и продюсер Питт попросту перестали друг с другом разговаривать). Когда фильм был уже практически закончен, внезапно привлекли совсем новых людей полностью переписывать (и, как следствие, переснимать) никого не устроивший третий акт; дата премьеры печально съехала почти на целый год. В общем, по всем показателям «Война миров» должна была стать главной катастрофой текущего киносезона.

Тем удивительней, что по конечному продукту всей этой закадровой производственной драмы практически незаметно. Перед нами складное, довольно внятное и основательно продуманное кино, выполненное в несколько мрачноватой и весьма захватывающей манере. Да, любителей настоящих фильмов про зомби, возможно, оскорбит детский прокатный рейтинг PG13, предполагающий полное отсутствие кровищи — но Форстер, в общем, и не снимает фильм ужасов; «Войну миров Z», скорее, стоило бы обозвать фильмом напряжения, потому что с этим у режиссёра всё в полном порядке на протяжении всех двух часов.

«Война» довольно бесхитростно структурирована как квест — герой переходит с уровня на уровень (Корея, Израиль, авиалайнер, медцентр), преодолевая препятствия и собирая информацию и артефакты. Но Форстер заставляет эту простейшую структуру работать как часы. В какой-то момент понимаешь — практически с каждым из героев, с кем Питт встречается на бегу на разных уровнях, с удовольствием поговорил бы ещё. А на некоторые наворачиваемые сценарием дополнительные препятствия, за которыми обычно в лёгкую считываются бесстыдные манипуляции сценаристов, начинаешь в ответ натурально шептать что-то вроде «Мужик, ты чего, ну ты куда полетел-то, стой, балбес».

То есть, «Война миров Z», предлагая одновременно размашистый и чуть отстранённый взгляд на всемирную эпидемию зомби, умудряется каким-то незаметным образом нешуточно втянуть зрителя в свою вселенную — даже несмотря на то, что успешность питтовых поисков ни на секунду не вызывает сомнений, на пути к их завершению в кресле ёрзаешь абсолютно искренне. Ещё и потому, кстати, что Форстер со времён «Кванта милосердия», смонтированного в адскую окрошку, заметно заматерел в качестве постановщика с размахом. Всё действие в «Войне миров» подаётся чётко и внятно, даже эпические сцены с массовым использованием компьютерных эффектов. К тому же тут есть и хитринка — нагнетая до поры до времени размах происходящего, кульминацию Форстер обставляет неожиданно тихо и почти интимно, что на контрасте с предшествовавшей грандиозностью бьёт по голове особенно сильно.

К тому же, при всей эпичности событий, «Война миров Z» — кино освежающе скромных амбиций. Форстер совершенно не мнит себя автором с заглавной «А», намеревающимся произвести революцию в большом кино, забабахать новый взгляд на обрыдший жанр или совершить ещё что-нибудь столь же значительное. Он, скорее, видит себя простым рассказчиком, этаким ремесленником, чья основная задача — по максимуму помочь неплохой истории воплотиться и отойти в сторонку, прибрав собственное эго. Подход не только благородный, но и эффективный — именно благодаря ему через «Войну миров Z» абсолютно нет необходимости продираться, словно сквозь непролазные джунгли. Это кино простое и ясное — качества, всё реже встречающиеся в последнее время в мире больших летних блокбастеров. Давайте же это ценить.

Вердикт — на удивление крепко сработанный летний блокбастер про зомби

Рекомендуем почитать