В прокат выходит «Война миров Z», вторая попытка режиссёра Марка Форстера выступить в жанре блокбастера за большие деньги после «Кванта милосердия». Меж тем, Форстер — один из тех режиссёров, кто практически в каждом своём проекте старался совершать серьёзный жанровый разворот; найти в его фильмографии две похожие картины не так-то просто. Посмотрим, что он уже успел снять за свою не самую короткую карьеру.
Все вместе
Вторая картина Форстера никак не давала повода предположить, что сделавший её человек когда-нибудь займётся фильмами про Джеймса Бонда и накрывающую весь мир эпидемию зомби. Это была камерная независимая драма про то, как разрушается семья после внезапной смерти только что родившегося ребёнка. Уже здесь было заметно одно качество режиссуры Форстера — при работе с драматическим материалом ему свойственно адски пережимать с душераздирающими эмоциями. Впрочем, уже следующая его работа стала ещё более типичным примером такого подхода.
Бал монстров
Эта душная южная драма о сложных взаимоотношений расиста-охранника, работающего в тюремном крыле для смертников, и чернокожей жены одного из заключенных, стала знаменитой прежде всего благодаря победе Халли Берри на «Оскаре». Меж тем, «Бал монстров» — один из тех фильмов, которые физически сложно смотреть; выполненный в стилистике затяжной коматозной истерики, «Бал» отрабатывает каждый из своих сюжетных поворотов (самоубийство, авария, тайны прошлого) в расчёте на максимально душераздирающий эффект. Понятно, что романтический финал по идее должен давать надежду на то, что в душные, сопрелые жизни этих людей ещё можно впустить свежий воздух, но Форстер настолько успешно справляется с созданием атмосферы влажного морального гниения в первой половине фильма, что в подобный исход попросту не веришь.
Останься
Очередной стилистический разворот — психологический триллер со странностями про психиатра, который пытается отговорить студента от совершения самоубийства. Психиатра играет МакГрегор, студента — юный Райан Гослинг; ещё есть Наоми Уоттс. Фильм, скрывающий козырного туза в рукаве а-ля «Шестое чувство» до самого финала, выполнен в довольно живописной визуальной манере и неплохо наслаивает таинственную атмосферу — но когда по итогу открывается тот финальный поворот, на который работала вся таинственность и зыбкая сюрреалистичность предшествовавшего фильма, становится немножко скучно.
Персонаж
Пожалуй, один из самых удачных экспериментов Форстера — интеллигентная комедия про простого человека, внезапно обнаружившего, что он является персонажем чьей-то выдуманной истории. Здесь сошлось всё — и остроумнейший сценарий, и уверенная работа подобранных актёров (солирует убедительно сдержанный Уилл Феррелл, но Дастин Хоффманн и Эмма Томпсон легко забирают у него собственное кино), и уместно использованный визуальный стиль Форстера, который одновременно подчёркивал некоторую искусственность мира главного героя и находил настоящую жизнь в насыщающих его ярких цветах.
Проповедник с пулемётом
Престранный гибрид воодушевляющей истории об обретении веры и боевика про борьбу с вооруженными повстанцами а-ля «Рэмбо», «Проповедник» попал в удивительную ловушку — в его основе была реальная история реального человека, но в руках Форстера и его сценаристов происходившее в кадре смотрелось чистой беспринципной эксплуатацией, к тому же довольно топорно исполненной. Особенно не повезло Джерарду Батлеру, который искренне старался отойти от сложившейся у него репутации громилы из боевиков, но ничего толкового из этого не вышло.