Накануне на заседании комитета Заксобрания Красноярского края по здравоохранению и социальной политике народным избранникам представили отчет Счетной палаты. Дотошные проверяющие посмотрели, как тратятся деньги на содержание органов управления здравоохранением. Выяснилось, что с доступностью и качеством медицины в регионе — большие проблемы. Отсюда и нехорошие показатели в плане здоровья жителей края. Одну из причин такого положения вещей назвал министр здравоохранения — оказалось, что медработникам не хватает в работе стимулов.
Нехватка чиновников
Аудитор Счетной палаты Лариса Титова начала с печального факта: «Сфера здравоохранения реформируется в стране уже 15 лет, начиная с 1997 года». Из ее выводов, которые она озвучила далее, станет ясно — за это время ничегошеньки не изменилось. Разве что законов прибавилось.
Оценку эффективности работы органов здравоохранительной власти аудиторы проводили, опираясь на 40 показателей доступности качества оказания медицинской помощи, среди которых младенческая смертность, смертность населения в трудоспособном возрасте и другие. Ежегодно число регистрируемых заболеваний превышает 4,5 млн. За последние пять лет рост заболеваемости отмечен по болезням системы кровообращения — на 11,7 %, по новообразованиям — на 37,6 %, по внешним причинам — на 5,3 %. Есть проблемы и с доступностью медпомощи. Люди вынуждены долго ожидать приема в поликлиниках, график приема у врачей составлен неудобно для работающего населения, кроме того, сами специалисты определенных профилей есть не во всех медицинских учреждениях.
— Мы видим превышение установленных пороговых значений... Прежде всего это связано с дефицитом выделяемых здравоохранению средств, а также с дефицитом кадров в отрасли, — сделала первый вывод Титова. Не хватает профессионалов не только в больницах и поликлиниках, но даже в профильном министерстве. Несмотря на то, что количество полномочий ведомства увеличилось на четверть, штатная численность — 111 человек — осталась неизменной. — Установленная предельная численность не позволяет организовать министерству контроль за деятельностью подведомственных учреждений и исполнение переданных государственных полномочий.
В качестве положительного момента аудитор отметил, что в крае уже утверждена программа «Развитие здравоохранения до 2020 года»...
Подробности
— Я так и не поняла, — начала задавать вопросы депутат Марина Добровольская, сделав в последнем слове ударение на первый слог. — Какие минусы вы увидели, проверяя муниципальные учреждения здравоохранения?
По словам Титовой, сейчас в самой системе получился перекос. В муниципальной системе края 236 управленцев, и они работают как бы отдельно от краевых коллег.
— Муниципальную систему здравоохранения нужно реформировать. А вот как — мы бы хотели послушать нашего министра, — заявила она. Добровольская аудитора поддержала и рассказала, как съездила в Минусинск, который славится «помидорами и депутатом Медведевым», а также в другие районы. Там главы часто с главными врачами дружат и «имеют свою вотчину».
— Вряд ли они захотят ее отдавать, они будут против централизации, — пояснила депутат. — Один свиней содержал, вместо того, чтобы на работу ходить, другой вообще не появлялся... Для меня это был шок и ужас.
Титова поддержала Добровольскую: «Я вам таких историй могу рассказать и про Шарыпово, и про Шарыповский район».
Тот самый минусинский депутат Петр Медведев поинтересовался у министра Вадима Янина — а как было с системой управления здравоохранением 35 лет назад? «Что изменилось? Что взяли лучшее?».
— По качеству управления тогда система была централизована. Держалась она на общей схеме. Не было разобщенности по зарплатам. Стимулы были понятные — это квартиры. Была ли та система хороша — черт ее знает. Но та система управления была централизована. И это более правильно. Она была эффективна, — ответил министр. Однако добавил, что сейчас с учетом кадровых проблем возродить прежнюю схему невозможно.
Янин также рассказал, что нечто подобное в крае все-таки планируется сделать: организовать общее подчинение органов здравоохранения при министерстве, штат ведомства увеличить до 238 человек, а также создать четыре территориальных управлений: в Красноярске — центре агломерации, в Норильске — самом удаленном, на Таймыре и Эвенкии.
Председатель комитета Николай Глушков поинтересовался у министра — согласен ли он со всеми выводами проверки Счетной палаты? Тот ответил, что полностью, и замечания уже исправляются.
— Несмотря на то, что министр со всем согласен, динамика заболеваемости свидетельствует об ухудшении состояния здоровья населения края. Это серьезно, — вновь поднял тему заместитель председателя комитета Юрий Данильченко. — Отмечается также снижение удовлетворенности людьми качеством оказания помощи с 46 % в 2011 году до 42 % в 2012. Госгарантии бесплатной медицинской помощи не подкреплены финансовыми средствами. Как результат — население не может получить бесплатную помощь, а платные услуги — растут.
Янин ответил со своей колокольни — чем лучше системы диагностики, тем чаще выявляются заболевания. Чем дольше живут люди, тем больше заболеваний на тысячу человек. И с этой логикой ведь не поспоришь. Она один в один как у дорожной полиции — чем лучше дороги, тем больше аварий. Ведь ездить начинают с большей скоростью. А посему министр попросил к показаниям увеличения заболеваемости так критично не относиться.
Что же процентов удовлетворенности, то даже с такими цифрами регион входит в десятку передовых в стране. Страшно представить, что думают о здравоохранении в тех регионах, которые находятся в хвосте списка.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru
Своих не сдаем: Министр здравоохранения края отказался ругать подопечных
Где лучше лечат? Два фронта красноярской медицины