>
>
Джобс: империя соблазна/ jOBS

Джобс: империя соблазна/ jOBS

23.09.2013
30

Режиссёр — Джошуа Майкл Стерн

В ролях: Эштон Кутчер, Джош Гэд, Дермот Малруни, Рон Элдард, Лукас Хаас, Мэттью Модайн, Джей Кей Симмонс, Лесли Энн Уоррен, Джеймс Вудс

Продолжительность — 128 мин

О главном — у меня вообще-то «Самсунг», но в священной войне между «яблочными» и «андроидными» я стою на позиции абсолютного нейтралитета (в смысле, мне на неё ну абсолютно пофиг). И это важно подчеркнуть — что именно из этой позиции я говорю, что фильм «Джобс: империя соблазна» практически невыносим.

Отчего про Джобса массово (в работе ещё один биографический проект, на этот раз по сценарию автора «Социальной сети» Соркина) кинулись снимать кино, когда ещё толком не закончился траур, в принципе, понятно — тут тебе и отличная фактурная история, богатая свершениями, падениями и взлётами, и сразу же многомиллионная заинтересованная аудитория на блюдечке с яблочком. «Империю соблазна», кажется, стремительно склепали исключительно из подобных прагматических соображений — взять аудиторию историей, первыми, до всяких соркиных. Разглядеть за её фасадом хоть какие-то, прости, господи, творческие побуждения не получается никак.

Безмятежно скользя по последовательности событий джобсовской судьбы, неплохо, кстати, задокументированных в массе прочих источников, «Империя соблазна» с порога принимает своего героя как данность. Авторы говорят нам «Смотрите, какой молодец» и «Смотрите, какой засранец» с одинаковой блаженной улыбкой, в каждую секунду смотря на своего выдуманного Джобса снизу вверх, как преданные собачки на могучего хозяина. Копнуть глубже, хотя бы попытаться если не объяснить, то сформулировать тот невероятный драйв, что неутомимо толкал Джобса вперёд во всём, в том числе и бытности и молодцом, и засранцем, «Империя соблазна» не то чтобы не пытается, а, кажется, искренне не понимает, зачем вообще это нужно.

Тот ласковый ЖЗЛ, обильно залакированный медовым калифорнийским солнцем, что получается при таком подходе, более-менее можно смотреть исключительно благодаря любовно воссозданной фактуре 70-х. Этот парад причёсок и усов, рубашек и курточек, в определённый момент заменяемый костюмами с галстуками, работает отличной наглядной иллюстрацией перехода аналоговой эпохи в цифровую — и где-то с этим переходом неотвратимо теряется и зрительское любопытство. Потому что неутомимый мечтатель с паяльником в папином гараже (гараж, кстати, самый настоящий, тот самый), как ни крути, как герой интереснее корпоративного дельца, за ланчем буднично лишающего старых партнёров их пакетов акций.

Кутчер довольно здорово вживается в роль на уровне осанки и движений (особенно ему удаётся фирменная походочка Джобса) и явно старается соответствовать драматическим моментам. Правда, в условиях того контекстного вакуума, в котором оказываются эти моменты в фильме (мы видим только проявления эмоций Джобса, но никогда причины их появления), его старания уходят в молоко. Джош Гэд в роли самого первого партнёра Джобса Стива Возняка уверенно работает душой и сердцем фильма, пока во второй половине авторы не решают его героя бесцеремонно слить, заставив на прощание ещё и прочитать предположительно душещипательный монолог. Ну, зато остаётся Дермот Малруни, которому на диво идут и костюмы, и седина — хоть на кого-то в кадре приятно смотреть.

«Империя соблазна» превращается в торжественный парад упущенных возможностей — в ней даже озвученного в русском названии соблазна нет ни грамма, факт, несомненно взбесивший бы самого Джобса. В общем, что тут скажешь — подождём лучше Соркина, вот что.

Вердикт — биография великого человека, пресная, как несолёная манная каша

Рекомендуем почитать