Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Джесси Айзенберг, Эндрю Гарфилд, Джастин Тимберлейк, Арчи Хэмм, Руни Мара
Продолжительность — 120 мин
Дэвид Финчер, снимающий кино про то, как пара студентов придумала сайт — это перебор, растрата ресурсов, из пушки по воробьям. На первый взгляд, по крайней мере; при личном знакомстве с «Социальной сетью» отчетливо понимаешь, что сам Финчер так не думает. И послушать его резоны на самом деле ужасно любопытно.
Вообще, не в Финчере даже дело — история о том, как гарвардские студенты придумали Facebook, раскрутили его на весь мир, а потом разругались и погрязли в судебных исках, в принципе не кажется достаточно киногеничной, чтобы за неё браться хоть кому-нибудь. Хотя не исключено, что это просто вопрос перспективы — в России Facebook далеко не такая же вездесущая штука, как на Западе. В руках мастеров (а Финчер и автор сценария «Сети» Аарон Соркин, драматург, сценарист, создатель «Нескольких хороших парней» и сериала «Западное крыло» — именно мастера) этот формально нехитрый сюжет начинает играть вдруг яркими красками.
В «Социальной сети» проворачивается трюк, отчасти схожий с тем, что Финчер проделал в великолепном «Зодиаке». Там он превратил полицейские протоколы о том, как ловля опасного маньяка завязла в бесконечных проволочках и тупиковых версиях, в эпический мрачный детектив; здесь на основе судебных записей он делает увлекательную двухчасовую драму из того, как люди сидят за столами и разговаривают.
Интересный момент — как по-настоящему здорово устроена «Социальная сеть», понимаешь только задним числом, на выходе, обдумывая всё происшедшее. В первую очередь потому, что на просмотре просто некогда. «Социальная сеть» берёт за жабры чистыми концентрированными диалогами — таким виртуозным и так энергично снятым словесным пинг-понгом большой экран нас не баловал с давнишних времен. (Кстати, это тот фильм, который обязательно нужно пересмотреть как минимум один раз исключительно ради удовольствия от оригинального текста). И за этим практически пулеметным потоком информации не сразу успеваешь заметить, как прекрасно Финчер с Соркиным выпутываются из той ситуации, что с реальностью их «Социальная сеть» состоит в довольно-таки сомнительных отношениях.
Формально в основе фильма — журналистская книжка некоего Бена Мезрича «Миллионеры поневоле»; но про неё давно уже известно, что половину в ней Мезрич наврал, а вторую половину придумал. Сами же фигуранты этой истории — создатель Facebook Марк Цукерберг (Айзенберг), его бывший партнёр и лучший друг Эдуардо Саверин (Гарфилд) и близнецы-сокурсники Тайлер и Кэмерон Винкельвосс (Хэмм), утверждающие, что идею Facebook Цукерберг украл у них — по решению суда связаны договором о неразглашении обстоятельств дела. При таком положении дел Финчер с Соркиным даже и не прикидываются, что знают правду или хотя бы стремятся её узнать.
Скорее, они подчеркнуто отстраняются и предоставляют трибуну всем участникам конфликта — да так, что не всегда понимаешь, чью версию событий мы выслушиваем в данный момент. А затем наблюдают, как из этой полифонии историй, лишенной внятного центра, складывается вдруг убедительный портрет времени, которому точно так же не хватает чётко прорисованных героев, как и самой «Социальной сети». И в этом плане ужасно верно, что фильм о таком не бьёт прямо в лоб с привычным финчеровским живописным размахом, а тихонько впитывается под кожу вместе с тревожными синтетическими пульсациями Трента Резнора.
Вердикт Кочерыжкина — отличная минорная разговорная драма от Дэвида Финчера