Сегодня на заседании сессии Законодательного Собрания Красноярского края депутаты приняли региональный бюджет на 2014 и последующие два года. Нынешнее рассмотрение главного финансового документа оригинальным не стало. Традиционно были несогласные и согласные, заступники и противники, довольные и не очень. После более чем двухчасового обсуждения большинство голосов оказались все-таки «за».
Еще до рассмотрения бюджета либерал-демократ Михаил Козлов забавно оговорился — мол, давайте принимать бюджет! Чуть погодя он акцентировал внимание коллег на том, что призывал бюджет не принимать, а только рассматривать.
Уже в ходе обсуждения бюджета депутат Всеволод Севастьянов рассказал о наболевшем. И об этом непременно стоит упомянуть.
— Я каждый раз после сессии внимательно анализирую дайджест — что в прессе говорится о сессии. Так вот существа вопроса и трудность принятия решений — через что мы проходим — этого не показывается, — заявил Севастьянов. — Некоторые пишут ернически о депутатах. Нужно обратиться к средствам массовой информации — нужно объективно все показывать! Иначе складывается впечатление, что сидит 52 человека, проедают государственные деньги и мешают работать губернатору. Это неправильно.
Просьба Севастьянова никак не отразится на данной статье. Потому что публикации интернет-газеты Newslab.ru о сессиях Законодательного Собрания всегда объективны.
Плюсы-минусы
Глава бюджетного комитета Андрей Самохин еле донес кипы бумаг до трибуны, чтобы начать свой доклад в рамках второго чтения проекта бюджета (в первый раз бюджет принимали 21 ноября).
— Всё зачитывать будете? — подколол коллегу председатель Заксобрания Александр Усс. Самохин несмешно отшутился и начал презентацию. Он назвал основные параметры (доходы — 148,3 млрд рублей, расходы — 171 млрд, дефицит — 22,7 млрд), рассказал о том, какая большая и сложная работа была проведена и о новациях в нынешнем бюджете — нынче он разрабатывался на основе государственных программ, которые заменили долгосрочные целевые.
— Все ранее принятые меры социальной поддержки населения будут сохранены и проиндексированы. Только на сдерживание роста платы населения за жилищно-коммунальные услуги будет направлено 14,8 млрд руб. Продолжается выдача сертификатов краевого материнского капитала, сохранятся выплаты младшим воспитателям, помощникам воспитателей, педагогам за классное руководство... — перечислял достоинства бюджета Самохин. Стоит признать, что на плюсах он не остановился. Но и минусы назвал весьма корректно. Депутат обозначил их в виде планов по экономию бюджетных средств в будущем и работы по повышению доходной части: мол, нужно больше собирать налогов, бороться с серыми зарплатами, налаживать выгодное для края сотрудничество с федеральными органами власти.
Забавно, что первым вопросом коллег Самохина стал вопрос не по теме. Екатерина Шишацкая предложила спикеру установить временные рамки рассмотрения проекта бюджета.
— Мы можем работать по своему усмотрению, но предел — до утра, — ответил игриво Усс.
— Александр Викторович, я как председатель комитета по здравоохранению являюсь резким противником работы до утра, — серьезно ответила ученый.
Возмущения
Громче всех возмущались бюджетом члены фракции ЛДПР в Заксобрании. Глава «жириновцев» Павел Семизоров сразу рубанул сплеча — положительно голосовать он и его однопартийцы ни за что не будут.
— Фракция будет голосовать против принятия бюджета 2014 года. Политика федерального центра в отношении субъектов поставила многие регионы на грань банкротства. И вероятность того, что наш край окажется в этом ряду, довольно высока, — нарисовал нехорошее будущее Семизоров, но после как будто понял, что пыл стоит умерить. — Сложно обвинять правительство Красноярского края в условиях, когда краевой бюджет должен выполнять указы президента по повышению зарплат бюджетникам.
Подводя итог своей пламенной речи, глава либерал-демократов в Заксобрании еще раз дал понять, что голосование «против» — это принципиальная позиция. И эту позицию должны увидеть в столице те, из-за кого в крае и сложилась такая бюджетная ситуация. Только верит ли Семизоров на самом деле, что позицию ЛДПР федеральная власть оценит и поймет?
— Сейчас я уже не оговариваюсь. Мы голосуем «против»! И я в том числе! — с усмешкой произнес Козлов. Тут же ему что-то хитрое сказал Анатолий Матюшенко, который сидел в паре метров.
— Да-да, Анатолий Иванович! Слово дал, слово взял! Настоящий мужчина! — повысил он голос. Свое выступление Козлов связал с темой влияния политики на процесс формирования бюджета. А именно он был обижен, что все поправки от оппозиции приняты не были, а вот поправки от «Единой России» согласовали на ура. — Вы поедете по территориям и скажете, что вы решаете вопросы, а остальные партии не решают. С этим надо заканчивать. Формирование бюджета и принятие поправок должно проходить не по политическому признаку. Нужен разумный подход! — призвал Козлов.
В итоге депутаты поступили разумно. В целом за бюджет проголосовало 36 народных избранников. 13 было против. Воздержался — один. Занятно, что зарегистрировалось на сессии ровно 50 человек. Фактически в зале было 47.
Леонид Слуцкий, интернет-газета Newslab.ru