Играем рок с Within Temptation, Sunn 0))) и новым проектом Чино Морено.
†††
«†††»
Этими символами обозвал свой (относительно) новый проект вокалист Deftones Чино Морено. Три с лишним года назад он объявил, что собирается под этим названием играть витч-хаус — к выходу первого полнометражного альбома в начале 2014-го, впрочем, от витч-хауса осталось только патологическое стремление заменять все буквы «т» в названиях песен крестиками (мы в тексте, с вашего позволения, этим заморачиваться не будем). В итоге ††† ( в составе помимо Морено ещё есть Шон Лопес из группы Far и некто Чак Дум) основываются всё на тех же мелодраматичных и моментально узнаваемых мелодиях Чино, только аранжируют их жужжащим роком с электронной подложкой, напоминающим чуть разозлившихся Depeche Mode.
Чино уже выходил за рамки фирменного альт-металла Deftones — в проекте Team Sleep, в котором собирался заниматься трип-хопом, но вылилось всё в результате нечто совершенно иное. Единственный альбом Team Sleep действительно поражал воображение своими непредсказуемыми стилистическими скачками — тем, чего ††† отчаянно не хватает. Довольно круто, что Морено бесстрашно готов нырять в такое электрическое поп-звучание, как, например, в песне «The Epilogue» — но штука в том, что мы так привыкли к его специфической манере пения и выстраивания мелодии, что весь альбом звучит таким сборником ремиксов на Deftones. Неплохих, а местами и замечательных — особенно когда ††† отваживаются на совсем уж эмбиентные штуки вроде «Trophy» или «Death Bell». Но успешно застолбить за собой собственную звуковую индивидуальность, отличную от Deftones, как вполне вышло и у Team Sleep, и у Palms, пока не получается.
Within Temptation
«Hydra»
«Давай гореть!» — с порога заявляет певица Шарон ден Адель на шестом альбоме голландских готических металлистов Within Temptation; и, в общем, именно этим они с группой всю дорогу и занимаются. Лет шесть назад Within Temptation осторожно выбрались в первую лигу европейского металла, завоевав своё право на место в ней многолетним трудом и драматичным размашистым звучанием; а дальше, поняв, что внимание заинтересованной части мира им обеспечено, сделали всё, чтобы это внимание не потерять — подобрались, ускорились, стали чётче, мощнее, зажигательнее. «Hydra» расширяет и углубляет этот процесс — вместо размазанной готичной драмы а-ля Evanescence тут звучит поджарый боевой металл с внятной мелодикой и мощной симфонической подложкой; будто Шарон ден Адель резонно рассудила, что быть героиней влажных мечтаний ролевиков и специалистов по фэнтезийно-ориентированным стратегиям, в которых она предстаёт одновременно принцессой и воином, куда интереснее, чем страдать об утрате своей бессмертной любви в едва прикрытых готичной гитарой балладах-мелодрамах. От такого выбора выигрывают все — и сами Within Temptation, отточившие своё не особенно сложное, но эффектное звучание до смертельного блеска идеального двуручного меча, и слушатели, которым куда приятнее прокатиться с ветерком.
К тому же на «Hydra» WT осторожно укрепляют своё амплуа группы международного уровня, наприглашав на свою огненную вечеринку гостей — в стремительном сингле «Dangerous» голосит бывший вокалист Killswith Engage Ховард Джонс, в соседнем треке довольно уместно читает Икзибит, а центральным номером альбома вполне можно счесть дуэт с Тарьей Турунен «Paradise». В общем, Within Temptation всячески пытаются продемонстрировать, что они — сила; даже перепевают Лану дель Рэй на бонусном диске с каверами и прочими дополнительными приятностями. Им веришь.
Sunn 0))) & Ulver
«Terrestrials»
В теории от перспективы подобного сотрудничества немного холодеют конечности — главные специалисты по гипнотизирующему оглушительному дроун-металлу, создающие жуткие звуковые полотна размером с чёрную дыру, и ветераны норвежского блэка на одной пластинке; никто не уйдёт живым. На деле же всё оказывается далеко не так страшно — и Ulver довольно давно уже превратились в бесстрашных экспериментаторов, работающих хоть с камерной музыкой, хоть с электронным эмбиентом, и с Sunn 0))) в последнее время происходили интересные звуковые метаморфозы. «Terrestrials», записанный в прошлом году в норвежской студии Ulver за пару дней, отчасти продолжает тот общий курс, что лидер Sunn 0))) Стивен О’Мэлли взял в своём предыдущем международном проекте Ensemble Pearl — это гулкие, размеренные инструментальные композиции, собранные в основном из всевозможных гулов и скрежетов, которые накрывают слушателя с неспешной неизбежностью сил природы в действии.
Скажем, открывающий 11-минутный номер «Let There Be Light», снабженный неуспокоенной трубой, будто бы сопровождает восход солнца после особенно тревожной ночи; а финальная композиция «Eternal Return», наоборот, отправляет день на покой с легкой ностальгией и грустью, найдя в своём всеобъемлющем звучании место для вибрафона, тёплых клавишных и скрипок. В 35 минутах «Terrestrials» формально вроде бы мало событий, но та бесконечная, стихийная мощь, что скрывается в этих композициях, не на шутку завораживает.