Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Пластинки-2013 — Постой, паровоз

Пластинки-2013 — Постой, паровоз

04.12.2013
14

Продолжаем потрошить папку с пластинками, вышедшими в этом году — надо, кстати, ускоряться с этим процессом, а то некоторые издания уже вовсю пошли публиковать итоговые списки за год. Ужас, ничего не успеваю, что ты будешь делать.

Bare Mutants «The Affliction»

Чикагский инди-коллектив, задавшийся на своём первом альбоме неочевидным вопросом — а как может звучать точка пересечения 50-тнического до-элвисовского песнопения и атомного шугейза а-ля The Jesus and Mary Chain? Ответ можно услышать на пластинке «The Affliction» — причём отвечают Bare Mutants на него с похвальной сдержанностью. Их гитары зудят и шипят, но никогда не съедают песню полностью — несколько отмороженная красота их мелодий, подкреплённая такой же манерой исполнения вокалиста Джереда Гуммере, всегда торжественно преподносится слушателю первой, а уж все гитарные шумы и тёплый зуд электрооргана «Хэммонд» остаются строго на втором плане. Сочетание достаточно интересное, чтобы не заскучать до конца этой сорокаминутной пластинки — потому что набор приёмов Bare Mutants всё же довольно ограничен. Ко второй пластинке хотелось бы побольше разнообразия.

Важные треки: «Without You», «I Suck at Life», «Crying with Bob»

Eels «Wonderful, Glorious»

Десятый альбом долгоиграющего альтернативного коллектива «Угри» из Калифорнии. Причём именно коллектива — если раньше Eels состояли из вокалиста и главного сочинителя по прозвищу «Мистер И» и его безымянных помощников, то сейчас Eels сохраняют один и тот же состав уже третью пластинку, и «Wonderful, Glorious» сочинялся по мотивам совместных джем-сессий. Возможно, в коллективном музицировании и скрывается причина того, что на новой пластинке Eels звучат ершисто, грубо и громко. «Мне надоело быть тихим, как мышка — никто ведь не слушает болвана, что шепчет», — заявляется Мистер И в первой же песне, и подкрепляет свои слова внушительных размеров гитарным риффом. Этакая шумовая ершистость приятно бодрит — даже в спокойных треках вроде фирменно-беспросветной баллады «The Turnaround» в какой-то момент открывается шумовой генератор, возносящий песню к небу. В целом «Wonderful, Glorious» подтверждает, что в пороховницах Eels ещё достаточно пороха.

Важные треки: «Bombs Away», «New Alphabet», «The Turnaround», «Kinda Fuzzy»

Ejecta «Dominae»

Совместный проект девушки Лиэнн Макомбр, играющей на клавишных в инди-группе Neon Indian (а заодно и фотохудожницы), и Джоэля Форда (тоже из каких-то мало кому известных групп). Рассыпчатый девичий синти-поп с концепцией — собственно, «Эджектой» зовётся вымышленная героиня, от чьего имени Макомбр поёт все эти песенки (занятная деталь — в буклете альбома певица фотографируется в образе своего альтер эго исключительно голышом). Получается такой очередной привет новой волне 80-х — на упругие минималистичные синти-ритмы Форда накладывается парящий хрупкий голос Макомбр. Пожалуй, главное, что есть в этих песнях — какая-то бесконечная медовая нежность, которая в конечном итоге и отделяет Ejecta от бездны прочих синти-реконструкторов с поющей девушкой. Примерно под это танцуют на дискотеках на небесах.

Важные треки: «It’s Only Love», «Afraid of the Dark», «Small Town Girl»

Eluvium «Nightmare Ending»

Название — «Кошмарный финал», у, страсти-то какие — немножко драматизирует; на новой пластинке Мэтью Купера, жителя Портленда, вот уже десяток лет записывающего под вывеской Eluvium драматический поднебесный эмбиент, всё хорошо. Как и многие другие электронщики, терпеливо разворачивающие в одного саундтреки к несуществующим фильмам, играющим у слушателя в голове, Купер в определенный момент отошёл от чисто электронного звучания и стал вовлекать в процесс живые инструменты — половина «Nightmare Ending» сделана под разреженные фортепианные аккорды. Впрочем, несмотря на разнящийся инструментарий, Куперу удаётся сохранить цельность интонации — он делает красивые, меланхоличные пьесы-зарисовки, пробуждающие смутную тоску по чему-то непознанному и неиспытанному. В финальной композиции под грустный рояль и словно слегка смущенную тубу появляется вдруг неловкий человеческий голос, принадлежащий Айре Каплану из Yo La Tengo. Композиция называется «Счастье».

Важные треки: «Don’t Get Any Closer», «Sleeper», «Rain Gently», «Happiness»

Endless Boogie «Long Island»

Здесь тоже немного лукавят — назвать то, что делает коллектив Endless Boogie словом «буги» вряд ли у кого повернётся язык. А вот словечко «endless», бесконечный, наоборот, вполне по делу — поймав свой сырой стоунер-блюз-роковый грув, Endless Boogie имеют привычку заезживать его до изнеможения; в открывающей песне «The Savagist», к примеру, сразу тринадцать минут. В упрямстве, с которым Endless Boogie выкручивают из простейших шершавых риффов марафонские композиции, есть нечто одновременно карикатурное и возвышенное — их упрямой верности идеалам рока с заглавной Р вполне могли бы восторгаться Бивис и Баттхэд, но в то же время она придаёт ансамблю ореол настоящей большой драмы. Нет на свете людей лучше гордых неудачников, упрямо цепляющихся сквозь года за свои мало кому нужные идеалы.

Важные треки: «Taking Out the Trash», «The Artemus Ward», «Occult Banker»

EnsemblePearl «EnsemblePearl»

В Ensemble Pearl состоят не последние люди современного умного металла — Стивен О’Мэлли из Sunn 0))), Ацуо из Boris, японский гитарист Мичио Курихара (несколько лет назад у него с Boris вышла замечательная совместная пластинка «Rainbow»). Все они могут играть на одуряющей громкости — но конкретно в этом проекте они скорее собрались с немного другими целями. Здешние полдюжины композиций — это гулкий, разреженный, минималистичный пост-рок, сведенный до абсолютно структурного минимума. Здесь нет ни риффов, ни соло, ничего, только неспешно накатывающий ритм — кажется, что примерно с таким звуком дышит земля. Этакий минимализм при этом нешуточно завораживает — словно ты и вправду присутствуешь при проявлении неспешной жизнедеятельности каких-то непостижимо-огромных ландшафтных форм. Альбом представлен в двух дисках — на втором все те же композиции выложены в альтернативных миксах (непостижимым образом демо-записи Ensemble Pearl ещё величественней и жутче получившегося в результате альбома).

Важные треки: «Island Epiphany», «Ghost Parade», «Wray»

FaltyDL «Hardcourage»

Гражданин из Нью-Йорка Дрю Ластман играется с хитро-устроенной электроникой довольно давно и довольно успешно — по крайней мере, с этой третьей своей пластинкой он совершает прыжок с маленького, но гордого умеренно-подпольного электронного лейбла Planet Mu на ветеранский Ninja Tune. В названии его нового альбома сходятся хардкор и кураж — последнее понятие особенно верно для этой легконогой, пульсирующей яркими цветами и будто постоянно подпрыгивающей пластинки. Ластман накручивает на упругие хаус-ритмы облака синтезаторных партий и разные смешные звучки (в «Korben Dallas» красной нитью через весь трек проходит уморительный синтезаторный всписк), но делает это как-то поразительно деликатно — его треки хоть и движутся довольно стремительно и излучают массу позитивных вибраций, но при этом одинаково приспособлены как к мягким танцам на танцполе, так и к утренней воскресной прогулке. В общем, выразимся так — когда все пластинки Four Tet уже затёрты, самое время достать «Harcourage».

Важные треки: «Uncea», «Korben Dallas», «Straight & Arrow», «Bells»

Fuck Buttons «Slow Focus»

Снова электронщики, на этот раз двое — это третий альбом дуэта Бенджамина Пауэра и Эндрю Хана с названием, пропагандирующим недоброе отношение к пуговицам (ну, или, наоборот, доброе, смотря как посмотреть). «Slow Focus» — самая масштабная их работа, пятидесятиминутный взрыв сверхновой, зафиксированный в бесчеловечных синтезаторных пульсациях. Это, наверное, клише применительно к электронике, но у Fuck Buttons реально получилось что-то вроде музыки безбрежного космоса — их массивные, бесконечно плотные, наплывающие настойчивыми волнами композиции предполагают некое бесконечное пространство, непостижимый размах, неподвластный человеческому пониманию. «Slow Focus» — тот огромный космический бульдозер, под который так здорово и приятно упасть; по крайней мере, такого ощущения внезапного и безжалостного расширения горизонта, как от этой пластинки, не было больше ни от кого в этом году.

Важные треки: «Brainfreeze», «Year of the Dog», «Stalker», «Hidden Xs»

Пластинки 2013 — Догоняем паровоз

Пластинки-2013 — Продолжаем догонять паровоз

Пластинки-2013 — Наш паровоз всё летит

Рекомендуем почитать