Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Канны-2014: призёры, аутсайдеры, хорошие фильмы

Канны-2014: призёры, аутсайдеры, хорошие фильмы

27.05.2014
5

На днях в Каннах закончился, возможно, главнейший смотр мирового кино — международный Каннский кинофестиваль. Думается, самое время окинуть заинтересованным взглядом его результаты, хотя бы для того, чтобы занести несколько названий в специальную книжечку кинематографических ожиданий

«Золотая пальмовая ветвь», приз FIPRESCI — «Зимняя спячка», режиссёр Нури Бильге Джейлан, Турция

Главный приз в этом году достался самому длинному фильму конкурса, трёх-с-четвертью-часовой турецкой драме о жизни владельца небольшого горного отеля, бывшего актёра, который большую часть фильма проводит в бесконечных диалогах с женой и сестрой. Любопытно, что ещё до показа «Спячка» была в числе фаворитов среди букмекеров, и тот факт, что после премьеры абсолютное большинство критических отзывов располагалось в диапазоне от недоумевающего до откровенно-негативного, никак не повлиял на успех фильма. В общем, непонятная ситуация — жюри выбирает фильм, который не нравится больше, кажется, никому; бывает, оказывается, и так.

Гран-при — «Чудеса», режиссёр Аличе Рорвахер, Италия

Второй по значению приз достался итальянской ленте про взросление. Семейство фермера с четырьмя дочерьми, проживающее на западе Италии, решают поучаствовать в телеконкурсе среди местных итальянских производителей — ведущую конкурса играет Моника Белуччи, а самого фермера бельгиец Сэм Лойвик, известный по фильмам своего лютого земляка Коена Мортира. Фильм описывают одновременно как элегическую историю взросления и первого нежного чувства, и как задумчивое прощание с утопической простотой сельскохозяйственной европейской жизни.

Приз за режиссуру — «Охотник на лис», режиссёр Беннет Миллер, США

Третий фильм режиссёра «Капоте» и «Человека, который изменил всё» — основанная на реальных событиях драма о миллионере, который решил вложить деньги в борцовскую команду и воспитать чемпиона, но в результате только пристрелил своего тренера. Судя по отзывам с фестиваля, фильм, со всех сторон заслуживающий своей режиссёрской награды — могучая, весомая драма о могучих, весомых вещах, с незабываемым актёрским выходом Стива Каррелла и Ченнинга Татума, дающих здесь представление всей своей жизни. Вероятнее всего, «Охотник» уверенно заявит на себе и на грядущем «Оскаре» — в общем, о фильме мы ещё услышим.

Призы жюри — «Прощай, речь», режиссёр Жан-Люк Годар, Франция, «Мамочка», режиссёр Ксавье Долан, Канада

Два специальных приза жюри в этом году ушли во Францию и в Канаду, один — стареющему мэтру кино, выступившему с очередным авангардным проектом, вольно обращающимся с нарративными приёмами, второй — вундеркинду из Канады, снявшему, как говорят, свой самый живой и настоящий фильм, огненную семейную драму про жизнь матери-одиночки, воспитывающей проблемного сына подростка.

Приз за сценарий — «Левиафан», режиссёр Андрей Звягинцев, Россия

Андрей Звягинцев впервые участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля («Изгнание» участвовало в «Особом взгляде»), и про его «Левиафана», как и про «Мамочку» Долана, пишут, что это самое мощное выступление (относительно) молодого таланта. Скромный механик сталкивается с мэром прибрежного городка, которому приглянулась земля на побережье под домом, где семья механика живёт уже не первое поколение — эту историю Звягинцев раскручивает сначала как чёрную комедию, а потом как настоящую трагедию. И русская, и зарубежная критика дружно соглашается, что это — самая сильная картина Звягинцева; русская, правда, немножко чешет в затылке на предмет того, кто отважится выпускать в наш прокат картину, столь откровенно и прямолинейно выступающую с критикой российской власти (под титульным мифическим животным понимается именно она).

Лучший актёр — Тимоти Сполл, «Мистер Тёрнер», режиссёр Майк Ли, Великобритания

Великий британский соцреалист Майк Ли давно мечтал сделать кино о судьбе великого британского живописца Уильяма Тёрнера — и вот, наконец, сделал. Вечный соратник Ли Тимоти Сполл, сыгравший, кажется, почти во всех его фильмах (но широкому зрителю известный в первую очередь как Питер Петтигрю из «Гарри Поттера»), исполнил главную роль и здесь — и получил свой приз. О фильме все, кто его видел, отзывались исключительно в восторженных тонах.

Лучшая актриса — Джулианна Мур, «Звёздная карта», режиссёр Дэвид Кроненберг, Канада

Новый фильм Кроненберга — злая и сюрреалистическая сатира на Голливуд, снятая по роману Брюса Вагнера; Мур сыграла в нём голливудскую звезду, немножко съезжающую с катушек от того, что от неё ускользает роль её мечты. В других ролях — видимо, полюбившиеся Кроненбергу после «Космополиса» Роберт Паттинсон и Сара Гэйдон, а также Мия Васиковска (главная роль у неё), Джон Кьюсак (внезапный выбор — Кьюсак у Кроненберга; впрочем, по таланту Кьюсаку нужно играть именно в таких фильмах, а не в том, в чём он застрял последние лет десять) и Оливия Уильямс.

Другие важные фильмы:

«Два дня, одна ночь», режиссёры Люк и Жан-Пьер Дарденны, Бельгия, Франция, Италия

Главный «сюрприз» фестиваля — что без единого приза остались братья Дарденн, дважды лауреаты «Золотой пальмовой ветви» и вообще ни разу не уезжавшие из Канн без призов. Как правило, их фильмы — чистые, как слеза, социально-гуманистические зарисовки, изучающие те глубинные механизмы, что делают человеков человеками, и «Два дня, одна ночь», судя по отзывам, не исключение — все в один голос прочат шедевр и бесконечно возмущены решением Каннского жюри оставить этот фильм вообще без призов. Марион Котийяр играет работницу, которую сократили общим голосованием сотрудников ради сохранения премий в конце года — и теперь ей за титульный промежуток времени нужно обойти всех своих коллег и убедить в понедельник проголосовать иначе. Звучит тяжеловато, но Дарденны умеют любую тему показывать так, что прямо петь хочется — здесь, судя по дружным восторгам, должно было получиться так же.

«Ты спишь, Николь», режиссёр Стефан ЛаФлёр

Милая канадская комедийная история про девушку Николь, которая не может спать и собирается со своей подругой мотануться в Исландию — потому что в доме её родителей, за которым ей вроде как положено следить в их отсутствие, обосновался её брат со своей группой. Меланхоличная и светлая чёрно-белая история о том, как нелегко порой взрослеть — самое то, что нужно.

«Потерянная река», режиссёр Райан Гослинг, США

Ни один из критиков не поставил режиссёрскому дебюту Райана Гослинга высоких оценок, но почти все сходятся в том, что посмотреть его непременно нужно. Мол, это поучительная история о том, как популярный актёр, получив полный карт-бланш (Гослинг сам писал и сценарий), сооружает бесстыдный коллаж из всех своих любимых режиссёров. А любит Гослинг хорошие вещи — Линча, Ходоровски, своего приятеля Рефна.

«Недвижная водная гладь», режиссёр Наоми Кавасе, Япония

Медитативный японский арт-хаус про взросление и первую любовь на небольшом острове — чертовски красивый, медленный и завораживающий.

«Из этого следует», режиссёр Дэвид Роберт Митчелл, США

Молодёжный хоррор с любопытной концепцией — при сексуальном контакте героине передаётся сложносочинённое проклятие неизвестного происхождения (нечто, которое видимо только ей медленно, но неумолимо движется в её сторону, чтобы её убить). Избавиться от проклятия можно, только занявшись сексом с кем-нибудь ещё — правда, есть нюанс, что если нечто таки убьёт своего носителя, то оно возвращается к предыдущему. Звучит непонятно и дико интересно.

«Трудный день», режиссёр Ким Сен Хун, Южная Корея

Этот закрученный триллер демонстрировался вне конкурса, но упомянуть его всё равно хочется — в нём у нечистого на руку полицейского, спешащего на похороны матери, случится очень тяжелый день после того, как по пути он случайно собьёт человека на дороге. Каждое неправильное решение будет приводить к ещё более сложным последствиям, пока не начнётся совсем кошмар. Корейцы отлично умеют делать такие вот закрученные триллеры, так что ждём с нетерпением.

«Местный», режиссёр Томми Ли Джонс, США

Новая режиссёрская работа Томми Ли Джонса, размеренный старорежимный вестерн с отличной фигой в кармане.

«Я дышу», режиссёр Мелани Лоран, Франция

Режиссёрский дебют хорошей французской актрисы Мелани Лоран, прозрачная и убедительная тинейджерская драма про взросление.

«Дикие истории», режиссёр Дамиан Шифрон, Аргентина

Интересный дебют из Аргентины — собранные в один фильм несколько новелл о том, как люди в разных обстоятельствах слетают с катушек, выполненный в духе довольно лютой чёрной комедии.

«Безумная любовь», режиссёр Джессика Хауснер, Австрия

Режиссёр прекрасного фильма «Лурд» Джессика Хауснер возвращается с новой картиной — невозмутимо-комичной вольной вариацией на тему истории поэта Хайнриха фон Кляйста, который в первой половине XIX века в Берлине заключил с любимой женщиной пакт о том, что они убьют себя вместе. Хауснер рассматривает эту историю в ключе такого невозмутимо-отмороженного европейского юмора, который видит в подобных гротескных любовных терзаниях в первую очередь нелепость человеческих существ и их страстей.

«Спасение», режиссёр Кристиан Левринг, Дания

Старомодный вестерн датского производства — Мадс Миккельсен играет датчанина на Диком Западе, который мстит людям, убившим его семью, но с этого только начинается бесконечный цикл насилия и смертей. Также в ролях — Джеффри Дин Морган и Ева Грин.

«Бродяга», режиссёр Дэвид Мишо, Австралия

Ещё одно внеконкурсное кино, медитативный постапокалиптический дорожный вестерн — отморозки крадут у героя Гая Пирса машину, и теперь он пытается вернуть её, взяв в заложники раненого брата одного из угонщиков (Роберт Паттинсон). Австралиец Мишо пару лет назад дебютировал очень мощной криминальной драмой «По волчьим законам» — «Бродяга» выполнен в несколько ином ключе, но твёрдая режиссёрская рука чувствуется и здесь. Наконец-то, ура, можно сказать о дате выхода в российский прокат — 12 июня.

Рекомендуем почитать