Lucy, Франция, 2014
Режиссёр — Люк Бессон
В ролях: Скарлетт Йоханссон, Морган Фримен, Цой Мин Сик, Амр Уейкед, Анали Типтон
Продолжительность — 89 мин.
Люк Бессон хочет поговорить за жизнь на Земле — в смысле, за всю сразу. Правда, поговорить за неё он хочет в фильме, в котором толпа (почему-то) корейских гангстеров в костюмчиках гоняются за белой девушкой, у которой в пузе пакет с экспериментальными наркотиками. Добро пожаловать в мир «Люси».
Бесконечная любовь Бессона к типажу прекрасной девушки с невероятными способностями (доводившая его до регулярной женитьбы на актрисах, воплощавших придуманных им героинь) давно прекрасно известна всем интересующимся. «Люси» — не столько плод этой многолетней любви, сколько её счастливая кульминация, выполненная в режиме затяжного фейерверка. В смысле, стреляет громко, выглядит грандиозно; смысловое содержание, не исчерпывающееся двумя этими функциями, активно стремится к нулю.
Даже по меркам бессоновских сценариев, традиционно состоящих с логикой, здравым смыслом и психологизмом в довольно либеральных отношениях, «Люси» — штука довольно дикая. Здесь Бессон, грубо говоря, пишет широкими мазками свою «Космическую одиссею 2001 года» — но делает это в фильме, начинающегося с того, как корейская мафия вербует себе наркокурьеров под дулом пистолета в буквальном смысле из случайных людей с улицы, о главной героине которого до её трансформации мы знаем только то, что она любит потусить. Плюс трансформация её из студентки в высшее существо происходит благодаря экспериментальному наркотику — тоже хороший посыл, тут не отвертеться.
Если разбирать «Люси» по смысловым и содержательным косточкам, это кино немедленно рассыплется в прах. Бессона категорически не интересует ни правдоподобие, ни психологическая достоверность, ни человеческие характеры — это для слабаков. «Люси» летит вперёд на чистой энергии, которую черпает автор в собственной истории — ей некогда притормаживать для размышлений о том, почему осознавшее себя высшее существо первым делом идёт расстреливать людей из пистолета (высшему существу наверняка доступны более интересные способы физически воздействовать на людей).
Для фильма об обретении высшего разума это вообще счастливо глупое кино. Бессон вкручивает в «Люси» сразу все способы максимально доходчиво донести до зрителя информацию, которые он только сумел придумать, от навязчивых монтажных параллелей героини с животными из документальных съёмок (выходящие встретить Люси гангстеры смонтированы с гепардами, подбирающимися к антилопе — тонко, Люк, очень тонко) до натурального отсчёта процентов открываемых Люси возможностей мозга цифрами на весь экран. Есть даже целый персонаж, существующий только для того, чтобы объяснять идеи Бессона о мироустройстве прямым текстом — когда мы видим его первый раз, он самым натуральным образом читает лекцию. Со слайдами и графиками.
В «Люси» Бессона, что называется, несёт — он не очень последователен в том, какие именно трансформации происходят с героиней, интересуясь появляющимися у неё способностями в основном с точки зрения типа «А круто же было бы, если бы она хоп и такая то-то и то-то!». Да и вся история с передачей высшего знания ему, кажется, нужна исключительно для того, чтобы закончить её в финале довольно кретинской шуточкой. К тому же «Люси» немного вступает в полемику с его предыдущими картинами, в которых во главе угла всего сущего непременно стояла любовь — вместе с обретением нового знания у Люси практически в первую очередь отмирает эмпатия к окружающим её людям. То есть, если «Люси» и можно полюбить, то только за эту дикую бессоновскую энергию, с которой он сталкивает в одном вздорном фильме предположительно глубокие размышления о вселенной и адскую беспечность в плане глубины собственной истории. В конце концов, на свете есть, наверное, только один человек, способный философствовать о смысле жизни в фильме, кульминацией которого является затяжная перестрелка в университете с применением базуки. «Люси» — чистейшее проявление его фантазии за всю его карьеру; со всеми вытекающими.
Вердикт — Бессон в максимально чистом виде — дико, стремительно, поверхностно, глупо, заразительно