Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Кибер»

Фильм: «Кибер»

02.02.2015
14

Blackhat, США, 2015
Режиссёр — Майкл Манн
В ролях: Крис Хемсворт, Ли Хом Ван, Тан Вей, Виола Дэвис, Холт МакКаллани, Джон Ортис

Продолжительность — 133 мин.

Первый фильм Майкла Манна, поэта медитативных перестрелок и опасной работы, после добровольного шестилетнего отлучения от большого экрана — по идее, это событие, веха, нечто, что нельзя пропускать. «Кибер», однако — вещь довольно странная; возможно, за шесть лет погружения в телевидение что-то где-то слегка перегорело.

Манна всегда тянуло к довольно-таки противоположным вещам — медитативному спокойствию улиц ночного города и взрывному хаосу внезапной перестрелки; но прелесть его уникальной собственной эстетики как раз и состояла в том, что ему раз за разом удавалось довольно удачно совместить все эти конфликтующие импульсы в рамках одной сбалансированной истории. В «Кибере» этого знаменитого баланса нет — он похож на гигантский паззл, из которого должен был сложиться в конечном итоге «фильм Майкла Манна», но несколько важных связующих частей куда-то потерялось в работе. А, может, и наоборот — в коробке нашлись лишние части, которые были насильно воткнуты куда-то не туда.

В «Кибере» правда на первый взгляд на месте полный набор манновских любимых деталей и мотивов. Харизматичные герои с обеих сторон закона, задумчиво пялящиеся сквозь солнечные очки за горизонт, запутанный криминальный сюжет, отправляющий всех в путешествие через множество стран, внезапные вспышки драматически срежисированного насилия, с ловким применением не только любимых манновских автоматов, но и отвёртки, немногословная романтика, тяжёлые потери на опасной работе, всё, как по учебнику. Но Манну, впервые в жизни, далеко не всё из этого списка одинаково интересно.

По «Киберу» кажется, что он может бесконечно заглядываться на ночные города мира и заслушиваться их звуками (и действительно, так, как он погружает зрителя в атмосферу места, не делает этого больше никто) — но ему уже немножко нет дела до того, что именно будут говорить эти фигурки, которые он изящно вписывает в городские пейзажи. Он по-прежнему едва ли не лучше всех на свете владеет фактурой эстетски обставленной перестрелки (и минимум дважды за «Кибер» пользуется этим умением так, что всерьёз вышибает дух) — но полфильма держит своих героев строчащими чего-то по клавиатурам. История о том, как вездесущая электронная коммуникация сделала наш мир одновременно доступнее и уязвимее для электронных угроз для Манна — в первую очередь повод от души попрыгать по эффектным международным локациям. Да, он красиво подчёркивает, что проблемы электронного терроризма по-прежнему приходится решать в основном в физическом мире, и зачастую при помощи старого доброго огнестрельного оружия — иначе говоря, что терроризм остаётся терроризмом независимо от того, что использует террорист, самодельную бомбу или компьютерную программу. Но разгадка международного опаснейшего броска скучна; вот, видите, мужик с бородой? Это наш злодей.

Манн-режиссёр, человек, заворожённый в первую очередь взаимоотношениями объектов в собственном кадре, в «Кибере» побеждает Манна-рассказчика. Наблюдать за тем, что творит в кадре первый, невероятно интересно и местами захватывающе, но — невозможно не грустить по тем временам, когда он дружил со вторым.

Вердикт — невероятно снятый, но содержательно бардачный триллер про международную охоту на хакера

Рекомендуем почитать