Россия, 2015
Режиссёр — Дмитрий Месхиев
В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Валерия Шкирандо, Ирина Рахманова, Янина Малинчик, Алёна Кучкова, Николай Аузин, Марат Башаров, Евгений Дятлов
Продолжительность — 120 мин.
История первого в российской армии женского батальона и его командира Марии Бочкарёвой — на самом деле дико интересная и странная штука, особенно если сконцентрироваться на самой фигуре Бочкарёвой. У авторов же фильма «Батальонъ» на повестке дня было кое-что иное.
Бочкарёва, даже если почитать про неё кратко, не вдаваясь во множество подробностей, которыми, без сомнения, было богато смутное время перехода России из царской империи в большевистскую республику — женщина интереснейшей судьбы, поворотов которой хватило бы на настоящий авантюрный роман. Беспрецедентное для женщины пробивание дороги в царской армии — а потом бегство от большевиков через всю страну, тайные визиты за рубеж для встреч с первыми лицами в попытке найти средства на борьбу с большевиками, книга о её судьбе, выпущенная в 1919-м и расстрел (в Красноярске!) в 1920-м. Про который, кстати, некоторые биографы намекают, что его на самом деле не было, а был тайный побег из страны в Китай.
И что же делают со всем этим богатейшим историческим материалом авторы фильма «Батальонъ»? Правильно, завершают фильм ровно тогда, когда начинается всё самое интересное (действие охватывает небольшую часть 1917 года, лето и начало осени) и подытоживает судьбу Бочкарёвой лаконичным титром — «Расстреляна в 1920-м за пособничество белому движению». Более того, Бочкарёва формально даже не главный герой — она торжественно въезжает в фильм только минуте на пятнадцатой, и «Батальонъ» в конечном итоге даже особенно не озаботится каким бы то ни было экскурсом в её характер (за исключением одного эпизода внезапной встречи с мужем, которого лучше бы и не было вовсе).
Что же такого интересует их тогда больше личности и судьбы Бочкарёвой? Это хороший вопрос. Формально «Батальонъ» вроде бы начинается с трёх девушек, идущих в него записываться, единственных из участниц батальона, у кого имеется хоть какая-то выходящая за пределы службы в нём судьба — но дальше он постоянно теряет их из виду в суматохе столкновений на линии фронта (с немцами) и в собственному тылу (с солдатнёй, отказывающейся воевать, и её апатичным начальством). Этакие проблемы с фокусировкой собственной истории у «Батальона» везде — он вроде бы тянется за полифоничностью, показывая нам не только занятия и битвы батальона, но и заседания генерального штаба во главе с Керенским, но в результате суть истории, которую он рассказывает, выскальзывает у фильма меж пальцев. По крайней мере, в той версии, в которой всё представлено в готовом фильме, подвиг женского батальона Бочкаревой сводится примерно к тому, что их гибель в двух из трёх проведённых ими боёв спровоцировала приезд на фронт особенно убедительного белого офицера, который таки смог поднять в атаку апатичных и ошалевших от затянувшейся на три года войнушки русских мужиков.
Возможно, проблема в том, что нам, по привычке, заведённой со времён «Адмиралов» и «Утомленных солнцем», опять показывают не самостоятельный фильм, а двухчасовой дайджест будущего телесериала. В нём-то как раз и прозвучит желаемая полифоничность, каждый герой развернётся вовсю, и станет понятно, зачем фильм начинается с армейского оператора, который потом таскается за батальоном незримой (и, главное, необъяснимо невредимой, несмотря на съемки на самой передовой), умер таки или не умер жених Нади, и прочие вопросы, которые в киношной версии «Батальона» досадно остаются без ответов.
Более того, эта самая киношная версия на деле бессовестно срисована с «9 роты», которая в свою очередь бессовестно срисована с «Цельнометаллической оболочки» — пришли служить, полфильма тренируются, превозмогая преграды и вступая в различные отношения, полфильма погибают в пекле настоящей войны в произвольном порядке. Конечно, нужно быть совсем каменным, чтобы не ощутить предательский комок в горле, когда у тебя на глазах умирают молодые и хорошенькие девушки — но штука в том, что фильм «Батальонъ», показывая нам их гибель, одновременно пытается нам сообщить, что это, в общем, правильно. Что в этом и есть предназначение человека — встать и умереть геройской (или нелепой, не так уж принципиально) смертью за Империю; а те, кто думают иначе, предатели и сволочи. Это совсем не та риторика, под которой хочется подписываться — и, думается, авторы большинства военной классики, от Германа, Калатозова и Климова до Вольфганга Петерсена, Копполы и Стоуна тоже не спешили бы подобное мировоззрение разделять.
Вердикт — очередной парад упущенных возможностей — историческая картина на потенциально интереснейшую тему, выбравшая заменить всю многослойную историческую сложность на лобовую провоенную агитацию