Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Фильм: «Битва за Севастополь»

Фильм: «Битва за Севастополь»

03.04.2015
33

Постер фильма «Битва за Севастополь»Вообще, на сегодняшний день «Битва за Севастополь» кажется чем-то вроде аномалии, внезапного глотка свежего лесного воздуха в абсолютно отравленной атмосфере. Оператор Сергей Мокрицкий, выходец с Украины, снял кино о Великой Отечественной, идущее наперекор более-менее всему, что сегодня входит в российский патриотический дискурс. Речь, конечно, не о настоящей искренней любви к родине, а о том оголтелом нынешнем её варианте, при котором принято ожесточённо махать шашкой, клеймить подбирающихся со всех сторон к России фашистов, науськанных всесильной Америкой, и чувствовать, как в сердце отчаянно стучит радиоактивный пепел. Людей, разделяющих подобную идеологию, «Битва за Севастополь», есть подозрение, приведёт в настоящее бешенство.

Россия/Украина, 2015
Режиссёр – Сергей Мокрицкий
В ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Полина Пахомова, Никита Тарасов, Виталий Линецкий, Анатолий Кот
Продолжительность – 110 мин.

Дело, в общем, даже не в том, что здесь поют украинские народные песни, герои перемещаются между Киевом, Одессой и Севастополем, а в качестве обрамляющей события фильма истории выбрана поездка главной героини, реального военного снайпера и героя войны Людмилы Павличенко, в Америку и внезапная искренняя дружба с Элеонорой Рузвельт. Дело в том, что это фильм о предположительно великой войне, подчёркнуто отказывающийся эту войну романтизировать. Да, главная героиня фильма — девушка-снайпер, убившая более 300 фашистов, Леди Смерть, как прозвали её американцы во время турне 1942-го года, в котором она просила их об открытии второго фронта, но Мокрицкий в «Битве» не торопится рисовать её настоящей героиней c заглавной «г». Война — чудовищное явление, перемалывающее людские судьбы, но и в ней есть место иному, кроме убийства другого, подвигу, который ежедневно демонстрируют многие из ближайшего окружения Павличенко — у которой по ходу фильма тоже постепенно проходит пьянящий азарт убийства, уступающий место невероятному опустошению.

За неполных два часа Мокрицкий умудряется втиснуть в «Битву» невероятно полифоничную историю. Здесь и довоенная Украина, и становление непростого характера, и трагическая история покалеченной любви (совсем не той, какую можно высмотреть из трейлера), и маленькие будничные подвиги и трагедии войны, и коварство командования, не гнушающегося пропагандистскими хитростями, и много-много всего ещё. А вот чего здесь нет, так это фальшивого геройства и пафоса — что, наверное, логично в фильме, названном именем одной из трагических страниц отечественной истории. Но эта логичность ничуть не умаляет достижения Сергея Мокрицкого — сделать в наше непростое время столь честный и благородный фильм о событиях, отношение к которым в современном обществе основательно изменилось. Такое военное кино, как «Битва за Севастополь», нам очень нужно — и огромное спасибо всем тем, благодаря кому оно у нас есть.

Вердикт — отличное военное кино, может, не новая классика, но очень близко к этому

Рекомендуем почитать