Выставка (кураторы — Мария Ильбейкина, Катерина Кузубова, Алексей Мартинс) собрала двадцать молодых художников из России и Европы — предлагаем погулять там и присмотреться к нескольким работам.
Работы Маяны Насыбулловой
К празднику новосибирская художница подбирается через еду. В первом случае апофеоз праздничного стола — молочный поросенок — превращается в шоколадного монстра, который может быть воспринят как нечто тотемное (ключевой момент: охота на кабана), и его возвышение на постаменте — праздник красоты и уродства.
Другая работа — огромный леденец, прилежно расположенный на коробке: внутрь желтого, пузырящегося сахарного круга помещено изображение Кремля, знакомое по новогодней картинке за президентом.
Это — отсылка к типичному «праздничному» восприятию штампов, в которые уже никто не верит, но их обволакивает сладкая корочка, которую хочется лизнуть: прекрасный пример того, как чисто физиологическое определяет восприятие.
«Не своя тарелка» Александра Закирова
Огромная, оформленная хохломой и портретом интернет-мема тарелка, вроде как о тонкой границе между публичным и индивидуальным — ощущение себя «не в своей тарелке» трактуется буквально, хотя, кажется, тут не хватает интерактивности. В тарелку хочется лечь и попытаться понять — своя или нет; иначе оказывается, что мы все не в тарелке, а она — оставлена кем-то, будто даже забыта. Под ногами артефакт, декоративный элемент, свалившийся с гвоздя на стенке, хохлома дружелюбна, портрет — не очень. При условии, что у художника есть еще как минимум одна такая тарелка (с другим орнаментом), у нас есть шанс когда-то найти и свою.
Современная живопись
В Красноярск приехали две работы из серии «ТЦ» Павла Отдельнова, про праздник окраин — желтые/оранжевые/голубые кубы на фасадах торговых центров разрезают острыми углами пространство серого окружения. Пейзаж написан как фотография, отстраненно и серо, пустыри и ЛЭП, одинаковость многоэтажек, короткая трава с проплешинами и небо, сливающееся с улицей, такое же приятно угрюмое: на первом плане пиксельные ТЦ, как будто срисованные с метафизики нашего Советского района.
О противоположном — картины воронежского художника Кирилла Гаршина. Четыре больших холста о внутреннем празднике — лучшее из представленного на выставке, гипнотическое и манящее. Смазанные лица почти с полароидных снимков, чуть нескладные позы, как будто кривляющиеся люди, низведенные до состояния несуществующих: они были когда-то, но их почти нет. Это «почти» улавливается настолько точно, что страшно.
Праздник вещей
Инсталляция Славы ПТРК, известного красноярцам по выставке «Уличная грязь» прошлой биеннале и «Рисункам на лестнице» на набережной, собрана из вещей горожан, которые они берут в путешествия. Над головами зависло нечто, состоящее из туфель, салфеток, журналов, телефонов, одежды — как банан без кожуры, одежда без хозяина, внутренность самолета без самолета и людей. На самом деле это очень тонкая работа по истреблению праздника: навсегда застывшее конфетти где-то в небе.
Про вещизм, только другого рода — видео перформанса «Накопление» Анастасии Кузьминой (номинант премии Кандинского 2013). Она планомерно раскладывает много разной одежды на полу, а затем нанизывает ее на свое тело, доводя себя почти до обморочного состояния. Все эти славные красивые кофточки-юбочки приобретают иное значение, когда счет идет после двадцати — стоит дождаться финала.
Гербарий праздника
Некоторый итог выставке подбивают две малозаметные работы Ильи Федотова-Федорова «Иголки». Под стеклом два исследования нового года, архивация праздника: веточка отдельно, иголки отдельно, все структурировано и подписано. Ровные линии иголок насмешливо смотрят из-под стекла — праздник разобран.
На самом деле, почти все на «Празднике» прекрасно — убедиться в этом можно до 16 августа в Красноярском музейном центре.