Большую часть тех восьми лет, что прошли между «Облаками» и их предшественником «Бумажным солдатом», Алексей Алексеевич потратил на доведение до ума прощального отцовского послания «Трудно быть богом» — сначала вместе с ним, а потом и самостоятельно. Этот опыт, судя по всему, оказал довольно мощное влияние на генезис «Облаков». Здесь и на сюжетном уровне часть героев пытается разобраться с довольно-таки титаническим наследием, оставшимся, от отошедшего в мир иной отца, и на изобразительном Алексей Алексеевич всё сильнее склоняется в сторону набора приёмов, составлявших основной визуальный лексикон Германа-старшего.
Режиссёр: Алексей Герман-мл.
В ролях: Луис Франк, Мераб Нинидзе, Чулпан Хаматова, Виктория Короткова, Анастасия Мельникова, Алексей Вертинский Продолжительность — 138 мин.
Камера бесконечно ползёт вдоль сложно устроенных съемочных пространств, открывающихся зрителю с агонизирующей порой неторопливостью; в кадр вечно забредают посторонние люди, порой целиком блокирующие камеру, текст порой проборматывается отрешёнными голосами одновременно из разных углов. Практически все ключевые персонажи отрешённо бродят по предлагаемой им Германом в качестве места обитания подсвеченной неоном неуютной пустоте, в основном молчат, но если и говорят, то в основном с одинаковой бесцветной интонацией. Всё кругом в тумане, вечно идёт мокрый снег, всем очень зябко. Россия ближайшего будущего, в общем, если вы ещё не догадались — место для жизни не очень пригодное.
Размышлять о судьбах России — национальный вид спорта для многих поколений проживавших и проживающих здесь думающих, талантливых и небезразличных людей.
Герман, конечно же, прекрасно об этом осведомлён — «Облака» открываются многозначительным закадровым монологом о лишних людях, которые, собственно, и становятся героями его повествования. Желание продолжить благородную литературную традицию абсолютно понятно, особенно в свете наличия в родословной Алексея Алексеевича не только папы, но и дедушки — но когда второй же фразой в фильме закадровый голос произносит что-то вроде «Тяжело высекая искры, сменялись эпохи», начинаешь подсознательно волноваться. Литературное чутьё Алексея Алексеевича в «Облаках» регулярно подводит — стремясь наделить своих героев языком одновременно образным и лаконичным, он постоянно, практически в каждой третьей фразе сползает в неуклюжую нарочитость, той самой разновидности, терпеть которую способны только преподаватели младших курсов литературных Зов, да и то в силу профессиональной выучки.
Содержательно портрет России в «Электрических облаках» тоже подозрительно похож на коллекцию простейших интеллигентских страшилок о дивном новом мире. Культуру продали под застройку, кругом гигантские бетонные гробы парковок и торговых центров. За углом беззаконие, в кабинетах коррупция, справа бессмысленная красивая жизнь богатеньких зябко вязнет в подмосковном бездорожье, на завтра вроде бы назначена война, но так уже который день. Когда этакий набор идей и посланий оформляется описанным выше гипнотизирующе-многозначительным визуальным языком, «Под электрическими облаками» превращается в двухчасовое испытание на выносливость.
И дело не в улиточном темпе, и не в гипертрофированно-упрощенной литературности, и не в растягивании сообщения, прекрасно считываемого минут за пятнадцать, примерно в десять раз дольше — и, в общем, даже не в трагическом произведении, которое выходит, когда перемножаешь всё это друг на друга. Дело в отсутствующем собеседнике. Формально «Под электрическими облаками» требует к себе внимания довольно определённой аудитории, терпеливой, подкованной, готовой настраиваться на медленные индивидуальные волны больших художников и расшифровывать запутанные послания, выбрасываемые ими на берег. В этот раз же выбрасывает что-то вроде набора простейших тэгов #какстрашножитьвРоссии. С кем именно планировал вот так и об этом поговорить Алексей Алексеевич Герман в фильме «Под электрическими облаками», решительно неясно.
Вердикт — многозначительное, и в то же время досадливо простецкое тоскливое эссе о том, что жить на Руси нехорошо никому