Останавливаться на достигнутом — не путь промоутера-самурая. Если в 2013 «МузЭнергоТур» играл приблизительно 30 концертов по пути до фестиваля «Устуу-хурээ» в Туве, а в 2014 — приблизительно 40 по пути до фестиваля «Голос кочевников» в Улан-Удэ, то в этом году концертов уже 80, а конечной точкой маршрута стал лагутенковский фестиваль V-Rox во Владивостоке. Красноярск — важная перевалочная точка на этом маршруте. Позади — филармонические залы, городские фестивали на открытом воздухе и первые десять тысяч километров, отмеченные примерно за час до тувинского городка Чадан.
Впереди — дикий Восток, переезды длиной в сутки с ночёвками в автобусе и выступления в загадочных приморских городках, чьи названия переводятся в духе «девушки, сидящей на болоте».
Переместившись из малого зала краевой филармонии в гранд-холл «Сибирь», «МузЭнергоТур», тем не менее, не растерял своих особых отношений с красноярской публикой. При всей своей марафонской продолжительности и, скажем так, непростой природе большей части музыкального наполнения, концерт прошёл в атмосфере дружелюбного взаимопонимания и завершился дружной стоячей овацией (той примерно трети публики, что либо приехала на собственном транспорте, либо оптимистично полагала, что выбраться от «Сибири» после одиннадцати без помощи такси вполне возможно).
Хотя полного аншлага в гранд-холле (ещё бы, с его размахами) не случилось, публика в любом случае собралась в достаточном количестве, чтобы её воздействие вполне могло быть терапевтическим. Когда поднимаешься на сцену для полутора-двух десятков человек, как регулярно случается с музэнерговцами в различных маленьких городках, которые они впервые пробуют брать в этом году (последний подобный пример был в нашем же Енисейске), невозможно не испытать прилива воодушевления при виде нескольких сотен внимательных зрителей. Красноярцы, вы просто знайте — вы большие молодцы, что пришли.
Эклектика навсегда, или грузите кактусы грузовиками
В красноярской версии «МузЭнергоТура» на сцену гранд-холла «Сибирь» выходили участники восьми коллективов. Открывали концерт бойкие и голосистые швейцарские девушки Марена и Андрина из Eclecta Forever, дуэта для гитары, фортепиано, разобранных барабанов и разноцветных лосин. Девушки звонкими и сильными голосами исполняют песни в диапазоне от блюзовых номеров и каверов на Тома Уэйтса до швейцарских народных и превращают каждую песню в мини-спектакль — меняются инструментами, прячутся за барабанами, что-то выкрикивают; заканчивается выступление тем, что каждая бросает в барабан свои палочки и убегает за кулисы. «МузЭнерго» любит ставить дуэт первыми в программе, и в этом есть смысл — задорная, хулиганская манера поведения (знали бы вы, как смотрятся эти яркие лосины на фестивальной сцене в Туве в час ночи!) пополам с задиристыми, но в то же время запоминающимися и проникновенными песнями отлично приводит зрителя в нужный тонус и настраивает на нужный лад на остаток вечера.
После Eclecta Forever вышел швейцарский квинтет Galeone 5, новички тура, подключившиеся буквально пару дней назад (их дебютом в рамках тура стал концерт в «Театре на крыше» в этот понедельник). Эта «Пятёрка Галеоне» (Паскаль Галеоне — вокалист и, видимо, основатель коллектива) играет сочный, богатый современный инструментальный джаз, постоянно заруливающий в какие-то неожиданные уголки свободной импровизации — музыку одновременно вроде бы знакомую и уводящую куда-то не туда. Если у вас вдруг не вяжутся между собой слова «инструментальный» и «вокалист», то дело вот в чём — Паскаль, конечно, работает голосом, но поёт не слова, а звуки, пользуется так называемым инструментальным вокалом, что придаёт музыке Galeone 5 дополнительного колорита. Отметим также, что ударник квинтета Марк Хальбхэр владеет своим инструментом просто фантастически — помимо собственного коллектива, он ещё дважды за вечер садился за ударную установку, и оба раза выдавал игру высочайшего уровня.
За швейцарцами на сцену поднялся международный дуэт, сформировавшийся уже в автобусе текущего «МузЭнергоТура» — питерский гусляр Максим Анухин, выступающий под вывеской «Гудимир», и швейцарский кларнетист Симон Вирш. Эти двое практически весь тур выступают исключительно вдвоём — сдержанно-меланхоличная манера игры Вирша отлично вписывается в протяжные и прозрачно-звонкие импровизационные пьесы Анухина, вдохновлённые традиционной музыкой самых разных культур, от марийских народных до индийских раг. Совместный сет Максима и Симона выступает в «МузЭнергоТуре» такой пятиминуткой душевного отдыха и дум о высоком — когда Максим затягивает колыбельную из своего эпического моно-спектакля «Житие Заяньки», одну из тех песен, что можно слушать практически бесконечно, душа сама собой воспаряет куда-то очень высоко.
А за ними вышел коллектив ещё одного ветерана тура, испанского гитариста Анхеля Онтальвы. Если в прошлом году Анхель выступал в туре как солист-импровизатор, то в этом он привёз программу для группы под названием October Equus.
Правда, швейцарец Лионель Фридли, выбранный на должность ударника коллектива, ещё в Новосибирске сломал руку, гоняясь по парковке за Андриной из Eclecta Forever (засидевшиеся в автобусе музыканты решили размять косточки и устроили игру в догоняшки), и был торжественно отправлен домой на лечение. October Equus, в состав которого помимо Анхеля входит басистка Аманда Пасос (по изначальному плану) и саксофонист Эрик Пайе (спонтанно присоединился уже в автобусе), стоически пробовали играть эту же программу на троих, с немного неловкими результатами, пока их не выручил уже упоминавшийся выше Марк Хальбхэр. С включением ударных всё сразу встало на свои места — это оказалась напористая, энергичная, хитро устроенная инструментальная музыка на стыке джаз-рока и прог-рока, сосредоточенная и увлекательная.
Ещё один момент отдохновения публике на «МузЭнергоТуре» этого года дарит ветеран всех трёх поездок, французский гитарист Ален Блесин. В этом году он приехал в составе семейного дуэта с флейтисткой Клоди Буко — и вместе они играют тонкие, минималистичные, гипнотизирующе-разреженные пьесы, обосновавшиеся где-то на пересечении джаза, восточного фолка и эмбиента. За семейным дуэтом из Франции вышли ещё одни новички тура, голландцы (и латыш) из трио Plastik Soldiers. Их, наверное, можно назвать самыми традиционными из красноярской версии «МузЭнергоТура» — втроём они давали такой пульсирующе-размеренной инструментальной музыки на стыке джаза и электроники, симпатичной, но несколько приглаженной, как будто ребята больше всего на свете хотят попасть в максимальное количество саундтреков стильных европейских фильмов про городскую молодёжь.
На финишной прямой вечера голландский блок поддержали и продолжили сразу два трио, связанных между собой крепкими узами — в обоих играет один и тот же барабанщик, а гитарист первого трио приходится гитаристу второго родным братом. Первым выступало трио гитариста Брама Стадхудерса Henosis — коллектив, в котором также играют барабанщик Онно Говарт и электронщик Давид Хугерхайде, звучал примерно как взлёт ракеты, в том смысле, что сначала чувствуешь некоторое возвышенное спокойствие пополам с осознанием бесконечной важности происходящего, а потом на тебя постепенно наползает оглушительный эпический грохот, и что-то очень большое уносит тебя высоко-высоко. А за ними вышли любимчики и главные хулиганы тура, как на сцене, так и за её пределами — нидерландско-американское трио Cactus Truck, ведомое американским саксофонистом Джоном Дайкманом. Эта троица, мудро прибережённая на финал, огорошила слушателей оголтелым и яростным фри-джазом, который этот «Грузовик с кактусами» намеренно исполняет в максимально хаотичной и рваной манере. Получается почему-то ужасно смешно — Cactus Truck хватает обаяния и юмора находить в своей вроде бы ожесточённой и прямолинейно-яростной какофонии нотки разнузданного анархического веселья. Это было довольно уместно для финала столь продолжительного и разнонаправленного выступления.
Впрочем, нет, был ещё коллективный сюрприз от «МузЭнергоТура» — коллективная импровизация на тему марийской народной песни от Максима Анухина, которая никак не желала заканчиваться даже несмотря на энергичные призывы продюсера тура Юрия Льноградского к завершению. Льноградский, кстати, знаменитый своим одновременно непринужденным и язвительно-остроумным конферансом, в этот прекрасный вечер тоже был в ударе — после его реплик мысль о том, что ему вполне стоило бы ездить с сольным стэнд-ап-номером, а музыкантов просто никуда не выпускать из автобуса, не казалась уже такой уж абсурдной. Как всё будет дальше, покажет «МузЭнергоТур»-2016 — а после такого выступления, как вчера, отчаянно хочется, чтобы «МузЭнергоТур»-2016 непременно был. И желательно поскорее.