Кто-то пересаживается на рейсы до Пхукета и Самуи, другие на автобусах мчат в Паттайю, сосредоточение доступных удовольствий, а кое-кто предпочитает оставаться здесь, в столице. Несмотря на то, что в Бангкоке нет выхода к морю, здесь есть масса альтернативных развлечений — от аквапарка до бесконечных торговых центров, от насыщенной ночной жизни до храмов с гигантскими золотыми Буддами внутри. Тут действительно несложно найти себе занятие — на любой вкус и кошелек.
Посмотреть и понять Бангкок за день-два точно не выйдет: это как на пару минут зайти в музей с богатейшей коллекцией экспонатов. Но и относиться к городу как к своеобразному транспортному хабу, пригодному лишь для перемещения между аэропортами и автовокзалами, тоже несправедливо. Поселившись в Ча-Аме, мы точно знали, что постараемся изучить Бангкок, пускай не за одну поездку. Без этого странно пытаться составить какое-то цельное впечатление о Таиланде — не увидев его сердце, будь то главные достопримечательности со страниц туристических буклетов или грязные ночные подворотни.
Готовясь к знакомству с Бангкоком, я вспоминала впечатления посещения других крупных азиатских мегаполисов — Шанхая и Куала-Лумпура. Однако столица Таиланда оказалась совсем на них не похожей. Небоскребы — небоскребами, но атмосфера города — то самое, что заставляет одних жить тут годами, а других брезгливо морщиться — уникальна в каждом случае.
Дорога из дома
Добраться из Ча-Ама до Бангкока проще простого: маленькие частные автовокзалы есть на каждом углу, а микроавтобусы за два часа домчат вас до столицы по прекрасным тайским дорогам. Советую на всякий случай уточнить, где именно находится пункт прибытия, иначе можно потратить много времени, добираясь до отеля или другого нужного места по пробкам.
На что похож Бангкок? Немножко — даже на Красноярск, поверх которого современный архитектор бесцеремонно начертил новый план. Кто-то в Красноярске жалуется, что из-за трамвайных проводов здесь не видно неба. Ха, а теперь представьте, каково жить, когда солнце у тебя над головой заслоняют полотна многоуровневых развязок, по которым ежеминутно проносятся тысячи автомобилей. Здесь же — воздушное метро, билет на которое стоит совсем не дорого. При желании можно устроить себе обзорную экскурсию, примечая, как меняется архитектура и темп жизни от окраин столицы к ее центру.
Контрасты заметны и в самых престижных районах — поблизости от фешенебельных отелей всегда можно приметить пару-тройку полусгнивших деревянных домиков, на крыльце которых пожилые хозяева сушат белье. А вдоль реки Чао Прайя, по которой снуют лодки с туристами и привычными к такому виду транспорта жителями столицы, полно ветхих построек, которые того и гляди обрушатся в воду. Создается впечатление, что здесь ничего никогда не разрушают из эстетических целей — город подобен огромному карточному домику, который всё время находится в процессе постройки, в то время как старые здания превращаются в фундамент для растущего ввысь муравейника.
Люди, улицы и Фредди
Кажется странным, что население Бангкока в три раза уступает населению Москвы: людей на улицах всегда много, и все они вовлечены в этот круговорот бесконечной деятельности. Ты тоже попадаешь в него, как только оказываешься в центре: бежать не хочется, но и гулять без дела не выходит. Днем — слишком жарко, ночью — тревожно.
Без навигатора в смартфоне здесь легко заблудиться: порой сложно зацепиться за ориентир среди пестрящих рекламных вывесок и одинаковых портретов короля, внимательно и спокойно наблюдающего за тобой буквально отовсюду.
А вот найти здесь временное жилье, еду и купить любую необходимую вещь не составит труда: самой гостеприимной для туристов улицей была и остается Каосан роад. Наверное, так же просто отыскать и компанию по интересам — мы, например, побродив по центру, пришли в прославленное Hard Rock Cafe, где в этот вечер отмечали День Рождения Фредди Меркьюри. Его музыка — как определенный культурный код: когда глядишь на восторженные лица тайцев и фарангов, которые повторяют знакомые тебе с детства слова из песен Queen вместе с исполнителем на сцене, то чувствуешь себя в компании друзей. Оказывается, на свете всё еще есть вещи, объединяющие сильнее выпивки или общего менталитета. И это здорово.
Говорят, таксисты Бангкоке — самые адекватные во всем Таиланде: не ломят цену и отлично ориентируются на местности (особенно, если показать им бумажку с нужным адресом, а не пытаться произнести его вслух). Но мы, в очередной раз доверившись всезнающему навигатору, поехали ночевать в свой отель на автобусе — старом и дребезжащем, как консервная банка. Зато — всего за несколько батов ощущаешь местный колорит.
Всю ночь по коридорам отеля стучали каблуки, а сквозь стены можно было услышать, как где-то в соседних номерах другие туристы болтают на дикой смеси английского, французского и еще каких-то языков. Сквозь сон осознаешь: Бангкок никогда не спит, и если вы мечтаете об уединении и покое, держитесь от него подальше. С другой стороны, именно в атмосфере непостижимой суеты вокруг иногда проще всего услышать самого себя. Каждому — свое.
Домой отправились на поезде. Железнодорожное сообщение в Таиланде, кстати говоря, отличное, разве что до Пхукета добраться не получится. Под мерный стук колес делаем круг почёта по городским окраинам и догоняем дождь: до начала ноября грозы тут — почти ежедневное явление. Самое приятное после поездки — по русской традиции бежать на кухню ставить чайник, чтобы было приятнее обдумывать и обсуждать впечатления.
До скорой встречи, Бангкок, мы были рады знакомству!