>
>
>
Воспитать IT-гения. Часть I

Воспитать IT-гения. Часть I

21.12.2015
11
Школьник из кружка по робототехнике СЮТа № 1 презентует свою работу
Фото предоставлено СЮТ № 1

Уроки информатики в современной школе начинаются с 8-го класса. В первый год школьники осваивают сайтостроение и компьютерную графику, в 9-м классе — программирование на языках Pascal и Basic. В 10-11 классах закрепляется пройденный материал, а также изучаются более сложные языки программирования. Таков «сценарий» обучения по стандартной школьной программе: он даст ребенку базовые навыки, но вряд ли сделает из него продвинутого и готового к поступлению на профильный факультет айтишника. Специалисты от образования сходятся во мнении, что первые шаги в IT-сфере — особенно с учетом ее стремительного развития — стоит делать с самого раннего возраста, 7-8 лет. В этом помогут как многочисленные кружки, так и школы, в которых IT-образование выходит далеко за пределы «гигиенического минимума» школьной программы.

IT-классы и классы для роботостроителей

С прошлого учебного года на базе гимназии № 14 заработала площадка профильного обучения информационным технологиям и программированию — с такой инициативой выступила компания Samsung. Программа рассчитана на учеников 10-11 классов и включает как теоретические, так и практические занятия. В двух аудиториях организовано по 15 рабочих мест и установлено современное оборудование — плазменная панель, акустическая система, ноутбуки, планшеты. Отбор в IT-классы довольно строгий. Среди обязательных требований — уверенное владение двоичной системой исчисления, знание основ логики, теории множеств и операций над ними.

Материалы по теме
Фоторепортаж: Дети и роботы
В Красноярске выбрали победителей фестиваля «IQ-Robot»

В лицее № 6 «Перспектива» упор делается не только на программирование, но и на робототехнику — в школе есть как обязательные, так и дополнительные занятия по этому направлению. В рамках обязательной программы в 5 классе школьники изучают основы конструирования и механики, в 6-7 классах проходят основы проектирования технических систем, принципы работы и создание управляемых роботизированных устройств. В учебной программе 8-го класса — основы микропроцессорной электроники, обучение идет на базе комплекса «Амперка» платформы Arduino. Кроме этого, начиная с 7-го класса школьники могут начать изучать альтернативные языки программирования С++ и Php на углубленном уровне.

На базе лицея № 149 работает научно-техническая лаборатория по инженерно-техническому моделированию и роботоконструированию «Инженеры будущего». Она рассчитана на школьников в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия проводятся как по спортивной, так и по образовательной робототехнике. В начале этого учебного года в лицее прошел краевой фестиваль «IQ-Robot», а в ноябре учащиеся лаборатории представили свои работы на всероссийском фестивале в Иркутске.

Крупнейшие работодатели в ИТ-сфере в России

«Национальная компьютерная корпорация», «Ланит», «Энвижн Груп», ГК «Техносерв», «Ростелеком», Yandex, ABBYY, IBS, 1С, Parallels, «Лаборатория Касперского», IBM, Cisco, Microsoft, SAP, Intel Corporation.
Источник: «Атлас профессий будущего» фонда Сколково

В рамках допобразования в школе № 152 идут занятия по робототехнике, причем рассчитаны они на учеников всех возрастов — с 1-го по 11-й класс. Ученики этой школы не раз становились победителями городских и краевых соревнований. В гимназии № 10 ребята также занимаются робототехникой с начальной школы — с 1-4 класса.

Ученикам старшей школы, планирующим связать свою жизнь с IT-отраслью, стоит обратить особое внимание на специализированные классы математической и инженерно-технологической направленности. Они не только помогут составить представление о будущей профессии и сфере деятельности, но и дадут возможность основательнее подготовиться к вступительным экзаменам. Обучение в таких классах проходит при непосредственном участии преподавателей высшей школы.

Занятия во Дворце пионеров и СЮТах

Занятия в кружках могут как дополнить школьные знания и навыки ребенка в IT-сфере, так и стать стартовой площадкой для развития в этом направлении. Ведь именно они предлагают программы, рассчитанные на разный, в том числе младший возраст.

Средние зарплаты ведущих программистов на языке C++ в городах России

Москва — 110 тыс руб.
Санкт-Петербург — 94 тыс руб.
Екатеринбург — 76 тыс руб.
Новосибирск — 75 тыс руб.
Красноярск — 68 тыс руб.
Ростов-на-Дону — 68 тыс руб.
Нижний Новгород — 66 тыс руб.
Омск — 61 тыс руб.
Источник: портал Superjob

В Краевом дворце пионеров и школьников информационные технологии представлены несколькими направлениями. «Робототехника» — рассчитан на учеников в возрасте 7-19 лет. Начальный уровень — легоконструирование (6-10 лет), вторая ступенька — техническое конструирование (9-12 лет), следующий этап — образовательная робототехника (12-17 лет), дети работают с конструкторами Лего NXT и EVE 3. На этом уровне ребята создают различные образовательные проекты, участвуют в конкурсах городского и краевого масштаба. Спортивная робототехника — это уровень для тех, кто прошел все предыдущие этапы. На занятиях дети готовят проекты для участия во всероссийских и международных конкурсах, а также образовательные проекты в области робототехники.

Еще одно направление Дворца пионеров — обучение программированию на языке С++ (13-18 лет). Программа состоит из трех уровней, каждый из которых рассчитан на год обучения. Также здесь есть курс «3D-моделирование и 3D-анимации» — эта программа для ребят в возрасте 11-17 лет. После окончания обучения они смогут создавать собственные мультфильмы, анимационные 3D-видеоролики и клипы. Все занятия во Дворце пионеров бесплатные.

Активно в направлениях инженерного образования, робототехники и IT-технологий в Красноярске работают еще два учреждения — СЮТ № 1 в Ленинском районе и СЮТ № 2 в Советском районе. Здесь есть программы по начальному компьютерному моделированию, конструированию и робототехнике, рассчитанные на детей разного возраста.

Узнать, какие еще кружки технической направленности работают в Красноярске, поможет специальный ресурс, посвященный допобразованию. Сайт пока находится в бета-версии, но там уже есть перечень кружков, что дает возможность найти ближайшее к дому место для занятий.

Кроме этого, тем, кто всерьез заинтересован в том, чтобы связать свою жизнь с высокими технологиями, стоит внимательно изучить возможности красноярских Центров молодежного инновационного творчества. В них нет курсов программирования или 3D-моделирования, зато там подростков учат создавать технические проекты и работать на оборудовании с цифровым управлением. Еще одна площадка — «Молодежный ИТ-центр» — для тех, кто хочет реализовать свой проект в сфере IT. Тут не только подскажут, как правильно подойти к этой задаче, но и помогут набрать команду.

Красноярская летняя школа

КЛШ — вариант для тех, кто готов посвятить любимому занятию свои летние каникулы. Для айтишников в летней школе есть курсы теории алгоритмов и курсы программирования. Занятия ведет Сергей Малясов — в своё время ученик КЛШ, сегодня — ведущий исследователь в американской корпорации ExxonMobile. Под его руководством ребята решают задачи и пишут компьютерные программы.

Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru

Рекомендуем почитать