Харпер Ли «Пойди поставь сторожа»
Недавно опубликованный роман автора легендарного «Убить пересмешника». Многие годы Харпер Ли считалась автором единственного произведения, ставшего классикой американской литературы XX века.
В действительности первой книгой писательницы был именно роман «Пойди поставь сторожа», действие которого разворачивается спустя 20 лет после событий, описанных в «Убить пересмешника». Рукопись «Пойди поставь сторожа» в 2014 году обнаружила друг и адвокат писательницы Соня Картер. Она же и настояла на ее публикации.
В романе «Пойди поставь сторожа» взрослая Скаут вынуждена бороться со множеством проблем, она пытается понять отношение своего отца к обществу и его устройству. Самый безукоризненный герой в истории американской литературы Аттикус Финч в этой истории оказался не борцом за расовое равноправие, а бывшим членом ку-клукс-клана. Это повергло в шок несколько поколений американцев, выросших на «Убить пересмешника» — программной книге о победе толерантности над узостью мышления. Критики считают, что если бы «Пойди поставь сторожа» вышел в шестидесятых, «Пересмешник» никогда бы не добился такого успеха.
Мишель Уэльбек «Покорность»
Непредсказуемый Мишель Уэльбек — один из самых знаменитых современных писателей, автор мировых бестселлеров «Элементарные частицы», «Платформа», «Возможность острова».
Его новый роман «Покорность» по роковому совпадению попал на прилавки в день кровавого теракта в журнале «Шарли Эбдо», посвятившем номер выходу этой книги. А появление в российских магазинах совпало с серией терактов в Париже.
«Покорность» повествует о крахе в недалеком будущем современной политической системы Франции. Действие разворачивается в 2022 году. К власти демократическим путем приходит президент-мусульманин, страна начинает на глазах меняться. Одинокий интеллектуал по имени Франсуа, поглощенный наукой, университетскими интригами и поиском временных подруг, неожиданно обнаруживает, что его мир рушится, как карточный домик. Сатира Уэльбека направлена не на исламистов, как можно было подумать, а на современное европейское общество, готовое променять свободу на сытость и покой. Он рассуждает о том, насколько привлекательной может стать для инфантильной европейской интеллигенции доктрина умеренного ислама.
Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий»
Это новый роман Харуки Мураками о кризисе среднего возраста. Лирический реализм сочетается (как и всегда у этого автора) с невероятным сюжетом.
В школьные годы у героя было четыре товарища с фамилиями, в которых присутствовали иероглифы цвета: «красный», «синий», «белый» и «черный». В дружной пятерке только Тадзаки был бесцветным — в его фамилии «цветного» иероглифа нет. Поэтому герой «всегда ощущал себя бесцветным, то есть пустым человеком, которому не хватает индивидуальности». Он чувствовал собственную значимость только среди друзей. Однако внезапно все четверо перестали общаться с Тадзаки — и это изменило его жизнь до неузнаваемости.
В романе много метафор и вечных вопросов. К каким последствиям приводит предательство? Может ли любовь победить одиночество? Возможно ли стать другим человеком как снаружи, так и внутри? Зачем вообще жить? По традиции, здесь также много музыки — на этот раз звучит фортепианный цикл Ференца Листа «Годы странствий».
Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»
Лауреат премии «Большая книга». Это книга о татарах, НКВД, мусульманстве, христианстве и язычестве, о деревне и городе, о Казани и Сибири, о взрослых и детях. Но прежде всего — о женщине.
Действие романа начинается зимой 1930 года в глухой татарской деревне. Крестьянку Зулейху вместе с сотнями других переселенцев отправляют в вагоне-теплушке по извечному каторжному маршруту в Сибирь. Дремучие крестьяне и ленинградские интеллигенты, деклассированный элемент и уголовники, мусульмане и христиане, язычники и атеисты, русские, татары, немцы, чуваши — все встречаются на берегах Ангары, ежедневно отстаивая у тайги и безжалостного государства свое право на жизнь.
Зулейха, живущая тяжелой ссыльной жизнью, почти каждый день спрашивает себя: «а может, ничего и не было?», потом понимает, что раз она об этом думает — значит, было, и задвигает эту мысль в самый дальний угол души. Это болезненно узнаваемо, независимо от личной памяти того, кто это читает.
Энтони Дорр «Весь невидимый нам свет»
Лауреат Пулитцеровской премии. Эта книга, создававшаяся более десяти лет, сразу попала в списки бестселлеров.
Энтони Дорр рассказывает нам историю немецкого мальчика, оказавшегося талантливым инженером, очарованным радио и одураченным нацистами и войной, и слепой французской девочки, в судьбе которой радио сыграло иную, но тоже судьбоносную роль. Дети пытаются, каждый на свой манер, выжить, не потерять человеческий облик и сохранить своих близких. Она проходят долгий путь, прежде чем встретиться в бретонской крепости Сен-Мало, последнем немецком плацдарме, атакованном союзными войсками.
Это книга о любви и смерти, о том, что с нами делает война, о том, что невидимый свет победит даже самую безнадежную тьму. Это книга о личном выборе каждого человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях.
Людмила Улицкая «Лестница Якова»
Это роман-притча, причудливо разветвленная семейная хроника со множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом.
В центре романа — параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы — театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу. В основу романа легли письма из личного архива автора.
Лестница Якова (Иакова) — библейский образ ступеней, соединяющих небо и землю. Для писателя эта метафора «священного движения жизни», где нет общей справедливости и каждый сам несет ответственность за свой духовный рост.
«Я не люблю темы и вопросы глобального характера, — отмечает Улицкая. — Для меня чрезвычайно важен частный человек. Как он живет в разнообразных условиях, которые ему выстраивает мир. И как он себя сохраняет».
Дмитрий Глуховский «Метро 2035»
Новый роман Дмитрия Глуховского — заключительная часть постапокалиптической трилогии «Метро».
Первые книги — «Метро 2033» и «Метро 2034» — просто взорвали читательский мир и породили огромное количество фанфиков в серии «Вселенная Метро 2033».
После Третьей мировой Москва превратилась в город-призрак с пустыми домами и брошенными автомобилями, где бродят мутанты и неведомые существа. Из людей выжили только те, кто в день атомной бомбардировки ехал в московском метро. Но если раньше подземные жители в основном сражались с мутантами, птеродактилями и неведомыми «черными», то теперь они воюют между собой.
Станции метро превратились в государства, разделенные по принципу идеологии. Главный герой романа Артем одержим идеей найти других выживших и каждый день поднимается на поверхность.
«Читай-город» специально для Newslab.ru