Собственно, в «Самом лучшем дне» у Крыжовникова получается значительно чётче и внятнее не артикулировать даже, а показать практически на пальцах то, что не очень вышло в «Горько 2». Мысль простая, но ужасно действенная — здесь никогда ничего не изменится, и по этому поводу нет никакого другого выхода, кроме как постоять в задумчивости, сказать звонким голосом «Ладно!», обнять всё окружающее, выпить и дурным голосом запеть.
Режиссёр: Жора Крыжовников В ролях: Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Ольга Серябкина, Инна Чурикова, Елена Яковлева, Михаил Боярский, Владислав Ветров, Валентина Мазунина
Продолжительность — 111 мин.
То, что говорится это в рамках выходящей к празднику народной комедии с караоке, в которой предполагается петь дурными голосами вместе с героями фильма всенародные хиты (есть Лепс, есть «Фабрика», есть песня «Батарейка» и «Зеленоглазое такси»), только подчёркивает центральный посыл — добро пожаловать в русскую народную бездну, мы вот здесь уже поём, а вы чего не поёте? Для верности герой Нагиева даже задаст этот вопрос пару раз прямым текстом с экрана.
Довольно смешно, что по сути высказывания «Самый лучший день» оказывается ближе не к собственному «Горько!» и не к, допустим, «Левиафану» Звягинцева, искавшему для российской безнадёги какие-то высшие оправдания, но к «Орлеану» Андрея Прошкина и Юрия Арабова. С одной жизненно важной поправкой — пока Арабов с Прошкиным смотрят на своих героев сверху вниз, с плохо скрываемой интеллигентской брезгливостью, Крыжовников стоит там внизу рядом с ними, плечом к плечу, искренне стараясь приобнять каждого из них независимо от их поведения.
В «Самом лучшем дне» ни разу не говорится об этом впрямую, но все его герои существуют в буквальном смысле слова на обочине — гаишник, заправщица, владелица придорожного кафе и шиномонтажки. Их жизни стоят на месте и подчинены обслуживанию тех, кто бесконечно несётся куда-то мимо по трассе (и кто в фильме любопытным образом остаётся целиком за кадром).
И весь центральный конфликт закручивается стараниями того, кто в этот герметичный мирок приезжает извне — столичной поп-звезды, которая, одурев от провинциальной скуки, увлекает первого попавшегося балбеса, гаишника в завязке, в пучину алкогольного кутежа как раз накануне официального сватовства к положительной девушке с заправки, не давшей ему когда-то спьяну замёрзнуть в сугробе (о, эта романтика провинциальных русских знакомств!).
По двум «Горько!» мы уже знаем, насколько точно Крыжовников чувствует фактуру разнузданного русского народного кутежа — тут, когда его герои пускаются в очередной разнос, возникает уже знакомый весёлый ужас.
Но в то же время здесь он пытается не только живописать, но и хотя бы немного объяснить — в «Самом лучшем дне» есть несколько довольно классных штрихов, когда Крыжовников лишь парой слов или вовсе одним правильным костюмом героя в нужный момент говорит о том, как в российской жизни процветают целые институции, счастливо поддерживающие в мужчинах сметающий всё на своём пути бессмысленный деструктивный мачизм. В режиссёре вообще, судя по всему, вызрел прекрасный мастер непрямого объяснения — в «Самом лучшем дне» (хм, отличная двусмысленность появляется в этом названии, когда его склоняешь) между строк, чисто в визуальном оформлении пары музыкальных номеров, проскальзывает вдруг отличное изображение того, в какую чёрную дыру засосало российскую мужественность.
Нет, поймите правильно — Крыжовников всё же не Звягинцев (хотя и в «Левиафане» было полно смешного), и «Самый лучший день» вполне работает, как комедия с песнями и плясками. Тут довольно смешно, есть отличные музыкальные номера — «Мама Люба» превращается во взбесившийся ролик с бесчинствами с ютьюба, а из «Зеленоглазого такси» собирают удивительное психоделическое полотно — а временами Крыжовников на чистом режиссёрском умении, на неожиданной сплавке музыки, слов и изображения, вылетает куда-то в стратосферу, например, в снятом единым непрерывающимся планом «I Will Survive», или когда Боярский выходит из гаража и начинает наигрывать под гармошку «Спасибо, родная».
Просто при всей праздничности формата и неудержимом веселье пьяного угара «Самый лучший день» никак не может абстрагироваться от неприглядности тех вещей, вокруг которых он два часа пляшет с гармошкой и дурной песней. И финальный хэппи-энд, как бы он ни укладывался в магистральную тему Крыжовникова о том, что надо прощать — всё же скорее капитуляция, чем настоящее единение (как получилось в том же «Горько!», но нет в «Горько 2»). Сам автор, не исключено, считает иначе, что, впрочем, не очень-то важно — важно, что через режиссёра говорит настоящая, не придуманная Россия, и говорит она не то, что думает режиссёр, а то, что на уме у неё. В принципе, логично, что именно таким новогодним российским фильмом заканчивается именно этот год. Самому лучшему году — «Самый лучший день».
Вердикт — комедия под Новый год под стать уходящему году — весело, страшно, поют