В торопливом пересказе «Бруклин» вполне может показаться мелочью, историей для проходной книжки в мягкой розовой обложке. Юная голубоглазая ирландка в 50-х годах 20-го века едет в Америку и оказывается в результате перед нелёгким выбором между двумя домами, родным и приобретённым, а заодно и двумя мужчинами — влюбленным итальянским водопроводчиком в Бруклине и статным наследником хорошей семьи в Ирландии. Тоже мне сюжет, история на два носовых платках, как фыркал когда-то по другому, неважно какому поводу один циничный персонаж сериала «Твин Пикс».
Режиссёр: Джон Кроули
В ролях: Сирша Ронан, Эмори Коэн, Донал Глисон, Фиона Гласкотт, Джули Уолтерс, Джим Броадбент, Джессика Паре
Продолжительность — 113 мин.
Но не будем торопиться, тем более что «Бруклин» и его чуткие авторы — режиссёр Кроули, ирландский писатель Колм Тойбин, автор романа-первоисточника, и его английский коллега Ник Хорнби, выступивший в несколько неожиданной роли адаптирующего книгу сценариста — знают цену терпению. Они также знают, как самая простая на вид история хрустально звенит в сердце того, кто её переживает. Их подход, позволяющий им отразить этот чистейший звон в своём фильме, кажется (ошибочно) довольно простым — они просто (ага) берут и кроят своё кино по размеру человека.
Стоя рядом со своей героиней, ирландской девушкой Эйлис, на том же перекрёстке, как буквальном бруклинском, так и метафорическом, фильм изучает всё окружающее таким же внимательным и иногда грустным взглядом, как у неё — с надеждой на будущее, но без восторженности, с тоской по дому, но без сентиментальности.
Под таким внимательным и, да, терпеливым взглядом простая история о девочке, которая оставляет позади отчий дом и любимую старшую сестру, чтобы пугливо вступить во взрослую жизнь, встретить мальчика, пережить трагедию, встретить другого мальчика и оказаться перед самым сложным и самым простым выбором в жизни, осторожно и неспешно разворачивается в большое повествование о единственно важных вещах. О том, что взрослеть непросто, но необходимо; что место, в котором ты находишься, важно, но не важней того, что находится внутри тебя самого; что любовь важнейших для тебя людей может быть как бетонной опорой, так и шёлковой удавкой. Что выбирать никогда не приходится между чётко очерченными чёрным и белым (а между чёрным и рыжим, ха-ха). Что идти тебе всё равно той дорогой, которую проложишь себе ты сам.
Причём по всем этим поводам «Бруклин» не столько встаёт на табуреточку, чтобы с важным видом сообщить всем и каждому единственно правильные жизненные ответы, сколько пишет красивым убористым почерком письмо домой — нежное, честное, проникновенное, размышляющее о том, как единственно верных ответов никогда не бывает.
Помогает и то, что «Бруклин» на каждом углу населён настоящими живыми людьми — даже в тех местах, где можно было бы отбояриться второстепенным персонажем-схемкой из картона на пару реплик, здесь шебаршится что-то тёплое и живое, ну, или, по крайней мере, уверенно кажущееся таковым. Это в основном простые люди — продавщицы, бухгалтера, водопроводчики — но «Бруклин» идёт в их круг вовсе не для того, чтобы задаваться классовыми вопросами; скорее, ему интересно подчеркнуть, что в тех устремлениях, которые могут считаться с высоты общественного интереса довольно скромными (закончить вечерние курсы бухгалтеров, открыть с братьями небольшой строительный бизнес, построить свой дом на Лонг-Айленде), ничуть не меньше искренности и жизни, чем в любых других.
Авторская чуткость изрядно помогает и актёрам — здесь никто не переигрывает и не хлопочет без нужды лицом, что вполне часто можно встретить в фильмах подобного жанра, но в то же время очень точно и ярко попадает в нужный образ. Вот, например, гражданин Эмори Коэн — ни в единый момент он не прибегает в изображении своего влюбленного итальянского юноши к стереотипическим гипертрофированным жестам и повадкам, но в то же время его герой безошибочно определяется как итальянец с первых же секунд на экране, ещё до произнесения первых реплик. А Ронан, м — мы практически наблюдали, как милая девочка выросла в прекрасную и уверенно себя держащую девушку, и в «Бруклине» Ронан, по сути, играет именно этот процесс: играет точно, ёмко, сдержанно, но открыто и живо. «Бруклин» умудряется избегать надрыва и аффекта, часто свойственных выбранному им жанру, практически во всех своих аспектах — и оставаться при этом фильмом нежным и добрым, честным и правдивым. Это, чёрт возьми, замечательно.
Вердикт — мелодрама про чувство, дом, выбор, взросление и любовь, которая живёт и дышит по-настоящему