>
>
>
Фильм: «Затмение»

Фильм: «Затмение»

08.02.2016
10
Кадр из фильма «Затмение»
Источник: kinopoisk.ru

Аменабар — художник довольно необычной судьбы. Мастер завораживающих и нервных триллеров, за неполные десять лет и четыре фильма он взлетел от подающего надежды молодого жанрового ремесленника до признанного международного автора с набором престижных наград за душой — только для того, чтобы за следующие одиннадцать лет сделать всего две картины, встреченных в основном недоумённым пожиманием плеч. «Затмение» — как раз вторая из них, задумчивый триллер на основе реальных событий, возвращение Аменабара (после непонятого миром масштабного антихристианского пеплума «Агора») в жанровую песочницу, когда-то давшую ему отличный старт.

Regression, Испания/Канада, 2015
Режиссёр: Алехандро Аменабар
В ролях: Итан Хоук, Эмма Уотсон, Дэвид Тьюлис, Дэвид Денсик, Дэйл Дики, Аарон Эшмор, Девон Бостинк
Продолжительность — 106 мин.

Регресс, фигурирующий в оригинальном названии фильма, относится вовсе не к самоуничижению автора (хотя критики позлее на язык наверняка с радостью могли бы использовать этот козырь против Аменабара), а к так называемому регрессивному гипнозу — практике, при которой гипноз использовался для того, чтобы получить доступ к подавленным воспоминаниям пациента. В 90-е годы эта практика оказалась в эпицентре профессионального скандала — собственно, сути этого скандала и посвящено «Затмение».

Вроде бы, то есть, всё хорошо — человек, несколько оступившийся в большой форме, возвращается к тому, что у него традиционно здорово получалось, попутно притаскивая на сумрачную территорию стильного психологического триллера потенциально интересный разговор о сложном и противоречивом феномене реальной психологической практики. К тому же «Затмение» красиво развивает и многие собственные магистральные темы Аменабара, так или иначе звучавшие в его предыдущих работах — об иллюзиях, настолько ярко и мощно живущих в людских головах, что они порой затмевают реальность, о непреходящей заворожённости образами, связанными с насилием, что усиленно сыплются на каждого из нас из всевозможных медиа.

От чего же, господи, тогда так скучно-то? «Затмение», в теории вполне себе хичкоковский психотриллер с загадками, как сюжетными, так и психологическими, зловеще тонет в выразительно снятых сумерках под отличную тревожную музыку, но к финалу оставляет зрителя любопытно инертным. Аменабар, чувствуя себя немного большим художником, уже не хочет опускаться до «простого» жанрового кино — ему важней поговорить о заложенных в нём идеях, найти внутри него большую драму. Но в то же время «Затмение» словно направляется в две стороны одновременно и не приходит в результате ни в одну — для психотриллера оно слишком задумчиво и осторожно, а для большой драмы слишком простодушно и предсказуемо.

Затмение (2015) | Трейлер

Видео: youtube.com

Аменабар как будто так стремится перейти к важным вещам, заложенным в истории, что забывает как следует воплотить саму историю — и «Затмение» выглядит анемичной, безжизненной копией его прежних фильмов.

В тех работах, что привели его на кинематографический олимп, что в замороченном психотриллере «Открой глаза», что в тревожно-туманной готике «Других», всегда билась какая-то остро ощутимая жизнь — это были истории, рассказанные человеком, этими историями страстно болевшим. «Затмение» кажется собранным кем-то предельно равнодушным — не человеком с холодной интеллектуально-хирургической отстранённостью Дэвида Кроненберга, но автором, втайне считающим себя немножко выше того материала, с которым приходится работать.

Вердикт — атмосферный, красиво снятый и предсказуемый триллер с идеями, тщетно стремящийся к превращению в большую умную драму.

Рекомендуем почитать