Сразу предупредим — представленный здесь список отражает скорее персональные симпатии его составителя, нежели попытку создать хоть сколько-то исчерпывающую и объективную картину красноярской музыкальной сцены. Для всех прекрасных безумцев, когда-либо пускавшихся в безнадёжное дело исполнения собственной музыки в Красноярске, от «Ху-хи» и «Усиленной жестикуляции ртом» до «О.З.У.» и «7/8», у нас попросту не хватит места в материале — поэтому дополняйте и рассказывайте о своих героях в комментариях к тексту.
Летальный исход
Задорный панк-коллектив, царивший на красноярской сцене во второй половине 90-х, выгодно отличался от коллег и земляков сразу несколькими вещами — безумным чувством юмора, приятно безбашенной энергетикой и готовностью к задорному эпатажу и экспериментами со внешностью. Вокалист группы Лёня Орешников мог выйти на сцену в юбке, или лысым, или в чём мать родила — не бог весть какие изобретательные трюки по меркам мировой рок-музыки, но в Красноярске отчего-то не находилось большого количества готовых на такие подвиги героев.
К началу нулевых «Исход» перегорёл — в 2010-м году Орешников, вернувшийся из Санкт-Петербурга, пробовал возродить группу и даже дал концерт в «Эре», но полноценного второго дыхания у группы так и не случилось.
Багамамама
Александр Попов был на виду у красноярских тусовщиков и любителей музыки практически постоянно — то как вокалист задорного коллектива Splinters, начинавшего в середине 90-х с каверов на классику рока, то как популярнейший радиоведущий, то как новый голос группы «Яхонт». Но самый его, пожалуй, занимательный проект — группа «Багамамама», которая во второй половине 90-х отважилась на эксперимент редкой по тем временам смелости: запеть на русском языке под аккомпанемент не посконного русского рока, протестного панка или подпольной экспериментальной психоделии, а под звуки вполне прозападного поп-рока с отчётливыми фанковыми нотками.
У «Багамамамы» вышел один альбом, довольно занятный, но дальше дело отчего-то не пошло — возможно, в связи с какими-то личными проблемами внутри группы.
Второе внимание
Кто-то экспериментировал с поп-роком на русском языке, а кто-то — с причудливым сплетением гитарного и звукового шаманства, этнических мелодий и прочих необычных вещей. «Второе внимание» существовало в каком-то сугубо индивидуальном пространстве между акустической бардовской песней, фолк-роком, нью-эйджем, экспериментальной музыкой, свободной поэзией и чёрт знает чем ещё — и давало совершенно сумасшедшие концерты в этой своей ипостаси.
Limebridge
Группа, появившаяся на красноярской сцене более десяти лет назад, Limebridge со временем превратились в полноценных красноярских звёзд, коллектив, регулярно побеждавший в различных музыкальных конкурсах, выступавший на разогреве у звёзд, да и в целом прекрасно известный и любимый всеми. Текущее их состояние, впрочем — как минимум вторая (а то и третья) ипостась группы; если помните, несколько лет назад они торжественно попрощались со слушателями масштабным концертом, а потом, где-то через год, возродились в облегчённом составе и звуке.
Хорги
При внимательном изучении архивов выяснилось, что про последний концерт группы «Хорги» я даже успел написать в тогда ещё довольно новом блоге — а вообще именно эта группа всегда мне казалась одной из самых трагических потерь красноярской рок-сцены.
Экспериментальное трио Антона «Сухаря», Севы и Джима было группой дикой, на себе замкнутой, по-хорошему непредсказуемой, когда каждый концерт мог в любую секунду превратиться непонятно во что, в акустическое камлание под импровизированную поэзию, или в групповой сеанс шумового экзорцизма, в котором инструменты отдавались на откуп публике, или в спиритический сеанс по вызову духов старого аналогового синтезатора.
После «Хоргов» осталась получасовая запись, сделанная ими на сцене «Че Гевары», которая использовалась ими в качестве студии, но эта запись, конечно, совсем не передаёт их фирменного концертного величия — равно как с трудом передают это те живые записи, которые можно найти в сети.
Rocco
А вот у группы Rocco, слава богу, всё в порядке с фиксацией впечатлений — все три их альбома благополучно доступны всем желающим. Ну, и Rocco подошли к вопросам собственной раскрутки, пожалуй, серьёзней всех своих земляков — что, правда, привело всё к тому же исходу: группа недавно разбежалась.
Эхолов
Не гитарами едиными живёт красноярская молодая музыка — группа «Эхолов», например, практиковалась в симпатичном трип-хопе с романтичной атмосферой и тонким чувством звуковой детали. Как водится, группа в конце концов распалась — но оставила нам две отличные пластинки.
Deafknife
Какая радость, чёрт возьми — говорить о группе не только живой, но и явно ещё только выходящей на свои полные мощности. Пост-блэк-металлической группе Deafknife в этом году исполняется пять лет, и к этому времени они успели обзавестись весьма приличной пластинкой и заработать отличную концертную репутацию. Скоро у группы выйдет второй альбом, так что за тем, как развивается эта история, можно будет следить ещё и в дальнейшем, ура.
А напоследок посмотрите, как душевно в 90-х в Красноярске умели проводить рок-фестивали — тут и легендарный Эд Лобода-Старый, и толстый панк с ирокезом на газоне, и крушащие «Родину» пьяные рокеры и терпкий дух наивной и такой прекрасной музыки тех времён...
фото на главной странице: vk.com/erahome