>
>
>
Андрей Пашнин: «Артистом я был и хочу быть!»

Андрей Пашнин: «Артистом я был и хочу быть!»

25.03.2016
2

Андрей Иванович, удалась мартовская премьера? Какие у вас ощущения от постановки?

Мне показалось, что спектакль получился именно таким, как мы его хотели сделать: добрым, традиционным — в хорошем смысле этого слова. Где-то даже излишне простым, если смотреть на него с точки зрения режиссерских решений, желания самовыразиться и удивить. Это я про себя. Всё держится на атмосфере внутри спектакля, на актерских работах и на профессиональном отношении к своему делу. А это уже про артистов.

Вообще, лично для меня показателем случился спектакль или нет, является факт — желаю ли я сам сыграть в нем, хочется ли мне оказаться на сцене в какой либо роли или нет. Так вот, такое желание есть. Никогда не скрывал, что артистом я был и хочу быть. Режиссер — это иногда.

Недавно «Отдельный театр» показал комедию «Красавцы» в интернете. Чуть раньше онлайн-трансляцию своей постановки впервые устроил красноярский драмтеатр им. А.С. Пушкина. Как вы оцениваете этот опыт?

Я стараюсь не оценивать этот опыт вообще. Во время спектакля пытался понять, мешает ли это как-то артистам, страдает ли каким-то образом зритель, который находится непосредственно в зале. Камеры, огоньки, микрофоны и так далее. Понял, что нет, не мешает. Всё в порядке. Спектакль идет в своем обычном режиме. А раз так, то почему бы и нет? Транслируйте на здоровье!

Да, дело новое и время покажет, какова у него судьба. Прекрасно осознаю, что при любом онлайне, при высочайшем уровне техники, картинки, звука, мы все равно теряем эффект присутствия в зрительном зале, атмосферу, полутона, момент «здесь, сейчас и при тебе». Теряем, безусловно, но наверно что-то и приобретаем!

После спектакля в Канске
Фото из личного архива

Помните рабочих, громивших станки на фабриках, думая, что из-за них появилась безработица? Так вот, если аксиома «театр вечен» не верна, то уж точно не из-за того, что кто-то имеет возможность смотреть спектакль, лежа на диване. Придет зритель в зрительный зал, не сомневайтесь. И я не сомневаюсь.

А как вы вообще относитесь к театральным экспериментам?

Положительно, с уважением и восхищением. Лишь бы это отзывалось в сердце зрителя, а не было ради себя, режиссера любимого — когда комплексы свои и амбиции на показ выставил и смакуешь это с парой экстравагантных критиков. А те, если еще при статусе и положении, так вообще могут объявить это шедевром.... А вы, зрители, хоть занегодуйтесь, что вам не нравится, дорастайте, дескать, до нас, до утонченно-эксклюзивно-глубоких. Вот такое не люблю. Может быть, я конечно не прав и впадаю в крайность, но то, что хорошо — оно хорошо вне зависимости от того, эксперимент это или нет.

Однажды был на Фестивале европейского театра. Шведы играли. Немецкая труппа. Французы драму показывали. Мы в зале с умными лицами, в наушниках, с переводом — все по-взрослому....

Думал, помру от скуки. Тяжело невероятно смотреть. А зал полный, смотрят, слушают, лица серьезные у всех. И это видимо лучшее — фестиваль же! Как секта какая-то.

И тогда я подумал, видимо уровень совсем другой — высокий. Либо я не готов настолько, что и судить не мне про это. Двумя словами если, то нет рецептов. Каждый сам для себя решает, какой театр ему близок.

Отдаете вы предпочтение режиссерскому театру или же актерскому? Если проводить аналогии с футболом, тренер делает команду великой или же имя клуба определяет стиль его игры?

Да, порой личность режиссера, его позиция, стиль, почерк и многое другое, что и делает режиссера великим, дают нам право говорить о театре как о режиссерском. Но опять же, я не про те спектакли рассуждаю, когда некие тени-силуэты передвигаются по сцене и зовут их «артисты».

Материалы по теме
Фоторепортаж: Ночь в театре
Погуляли по закулисью «Пушки»

И спектакль может быть грандиозным. И воздействие его на нас колоссальным. И заболел актер, и заменили его на другого, и никто не заметил этого. Какая разница — Сидоров или Петров сегодня, все так застроено, что и неважно. Наверно такое есть и будет, но я не поклонник такого театра.

Есть другие примеры. Театр Ленком. Захаров. Спектакли его, фильмы! Вот вам и режиссер, и стиль, и почерк, и все остальное.... И в то же время актеры какие — каждого видно, кумиры наши! Товстоногов! Фоменко! Длинный список потрясающих режиссеров.

Но «Его Величество» всегда был артист! И это правильно, так и должно быть. Значение имеет всё: и местная специфика, и режиссер, и директор театра.... И клуб, и тренер, и учредитель. Но есть игроки! И голы забивают, и не дают забить себе — они!

Пашнин на поле
Фото из личного архива

Последние годы выдались нервными для страны. Чувствуете снижение внимания властей к культуре?

Действительно, нервные, поэтому можно я отвечу очень коротко? Да, чувствую, если и не снижение внимания, то снижение само по себе. Культура не одним вниманием живет. Внимания мало, вливания нужны!

Рекомендуем почитать