— Всем известно, что третья часть всегда хуже всех, — заявляет молодая героиня-мутант в разговоре по выходу с фильма «Возвращение джедая»; действие «Апокалипсиса» разворачивается в 1983 году. В зале понимающий смех — адресат остроты известен и полностью её заслуживает. «Последняя битва», третья часть в саге о Людях Икс, с которой Сингера когда-то уволили — действительно худшая в каноне про боевых мутантов. Опасный нюанс, впрочем, в том, что «Апокалипсис» — тоже выпуск номер три. Многие претензии, справедливо адресованные «Битве», неожиданно оказываются уместны и сейчас. Слышите странный звон? Это ядовитая шпилька рикошетит от зеркала.
Режиссёр — Брайан Сингер
В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Дженнифер Лоуренс, Оскар Айзек, Николас Хоулт
Продолжительность — 144 мин.
Для Сингера «Апокалипсис» — четвёртый фильм во вселенной Людей Икс. По идее, здесь он уже должен чувствовать себя, как дома, и лучше кого бы то ни было понимать, что тикает внутри знакомых ему вдоль и поперёк героев. На практике же в «Апокалипсисе» Сингер утыкается в то, что больше интересно в них ему самому. Вместо того, чтобы вести своих героев к новым свершениям, режиссёр два с лишним часа бесконечно перебирает всё те же идеи, сюжеты и персонажей, что и в предыдущих своих фильмах.
Мутанты как метафора угнетённых. Джин Грей, её внутренний Феникс и отношения с Циклопом. Ночной Змей. Шторм. Профессор Икс и его способность соприкоснуться разумом со всеми людьми на планете, которую кто-то хочет использовать в злых целях. Тайный центр экспериментов над мутантами полковника Страйкера. Магнето как трагически надломленный антигерой, которому надо выбрать правильную сторону.
Доходит до едва ли не буквальных цитат. Супербыстрый мутант Ртуть весело спасает положение под удачно подобранную поп-песенку — привет, «Дни минувшего будущего». В воздух взмывают ракеты, Магнето вытаскивает из воды судно — «Первый класс». Рвётся пополам мост — ба, да это же ненавистная всем «Последняя битва».
Ощущение энергичного хождения по кругу усугубляется и тем, что «Апокалипсис», вроде бы самый размашистый и эпический выпуск цикла, на деле оказывается неприятно герметичным. В предыдущих выпусках команда авторов «Людей Икс» старательно выстраивала сюжеты на столкновении мира мутантов и людей, остроумно подвёрстывая действие к событиям реальной истории. Бонусом было и то, что временной период сюжета подсказывал общий стиль. «Первый класс» из 60-х оборачивался стильным шпионским приключением, «Дни минувшего будущего» находили в 70-х политизированный триллер про закулисные военные интриги.
«Апокалипсис» вплетает в сюжет свойственную 80-м ядерную паранойю, но в то же время делает главным злодеем всесильного мутанта из далёкого прошлого, благодаря чему фильм схлопывается в бесконечную череду спецэффектных мутантских схваток.
Стилистически же из 80-х «Апокалипсису» пригождается только интонация бесконечного яростного перебора. Ко второй половине кино превращается в парад разрушительных спецэффектов оперного размаха, разворачивающийся будто бы в безвоздушном пространстве.
Разлетаются в пыль города, Магнето вытаскивает из земли природный металл — но спецэффект остаётся пустым, за ним не стоит ничего драматического. Полифония непростых характеров, сталкивающихся по сложно прописанным драматическим траекториям, которой традиционно славились сингеровские «Люди Икс», куда-то испаряется в сутолоке многочисленных персонажей. Роль Мистик в исполнении Дженнифер Лоуренс в какой-то момент сводится до буквального плакатика на стене — и фильм не предлагает никому из актёров играть ничего сложнее.
Вселенная Людей Икс пережила «Последнюю битву» — переживёт и «Апокалипсис»; но дальше рулить точно нужно кому-то другому. Сингер за 16 лет у руля окончательно исчерпал свои возможности что-то этими историями сказать.
Вердикт — эпическое и громогласное хождение на месте