>
>
Люди Икс: Первый класс/ X-Men: First Class

Люди Икс: Первый класс/ X-Men: First Class

03.06.2011
9

Режиссер — Мэтью Вон

В ролях: Джеймс МакЭвой, Майкл Фассбендер, Роуз Бирн, Дженнифер Лоуренс, Кевин Бэйкон, Дженьюари Джонс, Николас Хоулт, Зои Кравитц, Джейсон Флеминг, Оливер Платт, Мэтт Крейвен, Рэй Уайз, Майкл Айронсайд

Продолжительность — 132 мин

Восемь лет. Восемь лет и два фильма разной степени не-крутости (абсолютно невменяемый ратнеровский и основательно недоделанный худовский) — вот сколько фанатам «Людей Икс» пришлось ждать, когда про любимых героев опять снимут нормальное кино. Дождались — «Люди Икс: Первый класс» Мэтью Вона именно оно и есть. Ура, товарищи.

Чтобы откреститься от последних не самых удачных киноопытов про мир мутантов, «Первый класс» мудро отправляется в прошлое — туда, где только зарождается дружба молодых Чарльза Ксавьера (МакЭвой) и Эрика Леншера (Фассбендер), ещё не ставших Профессором Икс и Магнито, ещё не разнесенных по разные стороны баррикад в схватке человечества и мутантов. Это простейшее решение замечательно развязывает создателям «Первого класса» руки по всем направлениям.

Сюжет красиво инсталлирует тему мутантов в реальные исторические события, переломные для всего человечества. В дизайне господствует упоительное шестидесятническое ретро, как в его повседневном (плащи, куртки, перчатки, зонтики, телефоны, катушечные магнитофоны), так и фантазийном варианте (о, этот белоснежный интерьер подводной лодки главного злодея!) В ролях — натуральная международная сборная молодых талантов. Шотландец МакЭвой, ирландец Фассбендер, австралийка Бирн, англичанин Хоулт, американки Лоуренс и Джонс; всех ждут более-менее великие дела и за пределами «Людей Икс».

По «Первому классу», кстати, прекрасно понятно, почему эти люди в ближайшие несколько лет будут рвать экраны мира. МакЭвой в безвыигрышной вроде бы роли воплощения терпения и мудрости находит массу интересных нюансов — не скрою, было приятно узнать, что по молодости Профессор Икс бывал немножечко самовлюбленным мудаком. Джонс в роли бриллиантовой телепатки изумительно холодна, Лоуренс и Хоулт убедительно разыгрывают эмоциональный конфликт про внешность и нормы. От Фассбендера же просто не оторвать глаз — учитывая то, что в ближайшие пару лет он появится у Кроненберга, Содерберга и Ридли Скотта, не отрывать можно будет ещё долго.

Время действия приходит на помощь и с определением общей интонации. Вон вместе со своими сценаристами (коих в титрах аж четверо) уверенно ведёт «Первый класс» в сторону такого богатого шестидесятнического международного приключения — сделанного вроде бы вполне всерьёз, но постоянно балансирующего на грани ироничного подмигивания. Богатство, кстати, используется с умом — в «Первом классе» есть сразу несколько сцен, на которых по-честному открываешь рот. И если некоторые из них связаны именно со спецэффектами (якорь, подлодка, первый выплеск ярости юного Эрика), то есть и места, берущие чистым саспенсом — например, сцена, где Эрик заходит выпить пивка в небольшой аргентинский трактирчик.

В фильме также хватает приятного юмора. Там и сям рассованы смешные отсылки к прошлому истории про «Люди Икс» — молодая Мистик, демонстрируя свои возможности, на секундочку становится Ребеккой Ромейн, происхождение шлема Магнито вообще объясняется совершенно изумительным образом. Вон даже умудряется засунуть в обязательный для фильмов о чьей-нибудь молодости тренировочный монтаж смешной привет собственному «Пипцу» .

Как бы здорово и классно это не звучало, но Вон периодически всё же спотыкается — ровно там, где у него всегда было слабое место, а именно на эмоциях. Большую часть важных для сюжета моментов и заявлений он явно старается оттарабанить побыстрее, чтобы уже перейти к следующей большой сцене — и если актёры уровня МакЭвоя и Фассбиндера успевают сами добавить выразительности, то более молодая Лоуренс, на которую вешается пара больших эмоциональных моментов, без помощи режиссера не справляется.

Но всё равно — в «Первом классе» Мэтью Вон выигрывает по-крупному, если не за счёт блистательного нокаута, то хотя бы по сумме очков. И потом, вспомним — первые «Люди Икс» Брайана Сингера были примерно такими же. Яркими, запоминающимися, выразительными, с отличными актёрскими работами — но в то же время как будто немножечко неуверенными, будто автор только осторожно осматривался в новом для него месте и потому не мог себе позволить врубить всё на полную катушку. Хотелось бы надеяться, что и с Воном происходит такая же история — и в продолжении фильма «Люди Икс: Первый класс» («Первый класс-2»? «Второй класс»?) он жахнет, наконец, изо всех сил. Мы подождём.

Вердикт Кочерыжкина — хорошее — но не великое — продолжение супергеройской саги; давайте уже продолжение скорее

Рекомендуем почитать