Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Сибирь уже не боится покупать в интернете»

«Сибирь уже не боится покупать в интернете»

03.06.2016
4

Сибиряки, как и россияне в целом, всё чаще покупают через сеть. По данным TNS, за 2015 год не менее 3,44 млн человек из Сибирского федерального округа приобретали товары онлайн, это 81% от всех пользователей интернета старше 18 лет. Пока это фактически самый низкий показатель по регионам — электронные покупки охотнее совершают не только в столицах, но, например, и на Дальнем Востоке. За год интерес к интернет-шопингу в Сибири вырос на 5%, что немного ниже общероссийских 7%, зато аудитория Яндекс.Маркета увеличилась почти вдвое: ходить через сервис на страницы интернет-магазинов стали на 42% чаще, тогда как в федеральных масштабах этот показатель составил только 34%.

Быстрее всего рынок растет там, где еще недостаточно развит и пока не достиг пределов насыщения, поэтому пользователи в средних и небольших населенных пунктах активнее, чем в городах-миллионниках, объясняет директор по развитию бизнеса Яндекс.Маркета Александр Феоктистов.

Магазины, которые открываются в офлайне, с виртуальными площадками не конкурируют, а лишь увеличивают их посещаемость. Дело в том, что новые игроки, заходя на местный рынок закладывают в маркетинговую стратегию не только реальные продажи, но также и e-commerce.

Цена входа невысока: за два-три миллиона рублей можно сделать нормальный сайт, разместиться на рекламных площадках, говорит Феоктистов: главное, чтобы были деньги на сам товар, а сам он пользовался не сезонным, а постоянным спросом. Ниши могут быть самыми экзотическими — например, есть фирма, которая почтой отправляет заказчикам по России аквариумных рыбок.

Вечное состязание с качеством местных дорог приводит к тому, что сибиряки чаще интересуются товарами для автомобилей, чем остальная Россия. Экономический кризис немного скорректировал спрос: людей стали больше занимать аксессуары и запчасти, нежели новые машины.

Красноярцы больше, чем другие сибиряки, ищут в сети электронику, компьютерную и бытовую технику, хотя, по словам аналитиков Яндекс.Маркета, по России эти категории в принципе теряют популярность. Выбор конкретного интернет-магазина, по данным опроса GfK Rus, зависит от товарной категории: если одежду и обувь заказывают в Китае, а условную парфюмерию — на федеральных площадках, то электронику предпочитают покупать в местных магазинах.

Востребованность европейских магазинов упала вместе с рублем; люди стали делать больше совместных заказов, разделяя между собой стоимость доставки.

Материалы по теме
«Красноярск — жадный город»
Хозяин «Федормихалыча» рассказал, почему закрывает свой книжный

Средний чек для интернет-покупки по России составляет примерно 5 500-5 800 рублей. Женщины к процессу онлайн-серфинга подходят обстоятельнее: если в поисковой выдаче окажется семьдесят страниц с обувью, то представительницы слабого пола изучат их все, тогда как мужчина по статистике удовольствуется двумя-тремя. Легче всего продавать через интернет товары для детей и для животных — ассортимент большой, равно как и желание сэкономить.

Наименее же выигрышная категория для интернет-шопинга — это продукты питания: по словам Феоктистова, еще ни одной российской фирме не удалось построить на этом крепкий бизнес. Впрочем, некоторые респонденты утверждают, что им удается покупать через интернет даже алкоголь, во что легко верится, хотя вообще-то законодательство относится к таким вещам неодобрительно.

Интерес к Яндекс.Маркету в Красноярске вырос меньше, чем в прочих сибирских городах, включая Новосибирск, — всего на 25%: интернет-шопинг у нас популярен уже давно, а денег крутится больше. Есть и объективное препятствие: электронные продажи завязаны на доступность интернета, и здесь размеры и природные особенности Красноярского края играют против него.

Яндекс.Метрика также сообщает, что покупки с мобильных гаджетов становятся обыденным занятием: доля перехода с них через Маркет на сайты увеличилась на 5%, и здесь красноярцы движутся в общесибирском тренде, хотя и отстают от средних показателей по стране. Покупают преимущественно дома, тогда как, например, москвичи, согласно статистике, не прочь заняться шопингом на работе или по дороге на неё. Феоктистов полагает, что так происходит, потому что мобильное устройство постепенно становится главным, если не единственным инструментом для попадания в сеть.

Пока Amazon за океаном грозится, что будет доставлять клиентам посылки при помощи дронов, жители РФ с пророческой точностью продолжают шутить про «Почту России».

Главная проблема российского e-commerce — это логистика, объясняет Феоктистов: «На дорогах можно потерять фактически всё». Вокруг больших городов существуют так называемые «слепые зоны», куда переправлять заказы дольше и дороже, и Красноярск здесь — не исключение.

Между тем, для некоторых жителей городов-миллионников оперативность является крайне важным качеством, за которое они, в отличие от жителей небольших населенных пунктов, даже готовы доплачивать. По данным центра исследований SPSR Express, которые приводят «Ведомости», получить товар непосредственно в день заказа рассчитывают 10% получателей в Москве, 6% — в Санкт-Петербурге и около 2,5% — в регионах. Онлайн-ритейлеры постепенно наращивают собственные курьерские мощности, особенно в том, что касается товаров повседневного спроса. Однако подобные экспресс-услуги дороги, позволить их себе могут только крупные игроки.

Материалы по теме
«Дальше падать уже некуда»: красноярский бизнес о кризисе
Поговорили с ведущими игроками местного рынка

Процесс покупок в интернете сопровождается высокой тревожностью: единожды обжегшись на мошенничестве, человек может надолго отказаться от e-commerce. Вместе с тем, интернет-потребитель обладает и специфическими преимуществами: скажем, он не может пощупать вещь руками, но в ряде случаев имеет право вернуть её продавцу, объяснив это тем, что она просто ему не понравилась. Сетевой шопинг — вещь сравнительно безопасная, убеждает Феоктистов, надо только следовать нескольким простым требованиям.

Например, обращать внимание на то, как долго магазин работает и что о нём пишут, не соглашаться на предоплату — у хороших магазинов она всегда опциональна, не переводить деньги в обход стандартных платежных шлюзов и не верить в огромные скидки.

Рекомендуем почитать