«Монстра» поставила актриса Джоди Фостер; интересный выбор для режиссёра, чьи предыдущие три работы проходили строго по классу человеческих драм. Ещё любопытней то, что самое слабое место «Монстра», триллера о том, как потерявший все свои сбережения маленький человек берёт в заложники самодовольного ведущего финансового телешоу — именно человеческая драма в самом сердце этой истории.
Режиссёр: Джоди Фостер
В ролях: Джордж Клуни, Джулия Робертс, Джек О'Коннелл, Доминик Уэст, Кэйтриона Бальфи, Джанкарло Эспозито, Кристофер Денам, Ленни Венито
Продолжительность – 98 мин.
Как триллер, «Монстр» сделан уверенно и с приятной полифоничностью. Фостер крепко держит руку на пульсе истории, не забывая уравновешивать напряжение на редкость уместным юмором и не теряя в суете многочисленных второстепенных персонажей. Героический продюсер, бегающий по улицам, немногословно мужественный оператор, пиарщица с просыпающейся совестью, квадратно-гнездовой переговорщик, девушка захватчика с гениальным выходом — Фостер жонглирует этими героями с ловкостью маститого спеца по многослойным человеческим драмам.
Тем более странно, что герои, которым положено вытаскивать на своих плечах сюжетный и идейный костяк «Монстра» — потерявший терпение обманутый вкладчик и циничный медийщик, под дулом пистолета внезапно вспоминающий, что правда важнее гонорара — так толком и не оживают. При всей харизме Клуни и нервной энергии О’Коннелла, оба их героя так и остаются идеями, персонажами листовки, а не романа.
Такое ощущение, что Фостер невольно (или вольно) перенимает творческие привычки Клуни, не только звезды, но и продюсера фильма. За Клуни уже водится подобный опыт — когда вполне взрослый и неглупый жанровый фильм с участием талантливых и серьёзных актёров сводился в его исполнении к плакатику с надписью «Политика — бяка!». («Мартовские иды», конечно — чем меньше мы будем говорить об «Охотниках за сокровищами», тем более благодарными нам будут потомки).
«Монстр» до такого не доходит, плюс к финалу в нём прорезается интересная нота такой усталой умиротворённости — мол, громкая история громкой историей, а жизнь всё равно идёт своим чередом, никуда от этого не деться. Это немного неожиданное обрамление для фильма, формально вроде бы пытающегося кого-то обличать. Как будто на полдороги обличитель передумал и решил вместо этого просто пожать плечами, махнуть рукой да сходить выпить кофе с друзьями.
Может, это тоже такой посыл — к чёрту финансы, к чёрту волнения, просто живите, и всё, друзья, обедайте вместе с близкими вам людьми, а не одни, и всё будет у нас хорошо. В любом случае, эта идея в «Финансовом монстре» воплощена ярче и живее, чем мысль о том, что большой бизнес — это плохо.
Вердикт — симпатичный триллер, живой и настоящий, но несколько схематичный в разных важных местах