>
>
>
«Мы хотим быть другими — предлагать нашим клиентам уникальные продукты»

«Мы хотим быть другими — предлагать нашим клиентам уникальные продукты»

27.12.2016
6
Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2 в России
Фото: Tele2

Говорим больше, платим меньше

Сергей, каковы главные итоги года для рынка мобильной связи в целом и компании Tele2 в частности?

По итогам 2016-го можно однозначно констатировать — рост рынка мобильной связи прекратился, началась стагнация. На рынке усилилась конкурентная борьба, идут ценовые войны. С точки зрения клиента происходят очень хорошие вещи: связь стала дешевой, доступной, операторы продолжают развивать сети. Совокупность факторов приводит и к качественным изменениям. Если еще совсем недавно Data была неким эксклюзивным рассчитанным на продвинутых пользователей продуктом, то сегодня это продукт массовый, он шагает по стране, доходя до самых дальних деревень. Но у всех этих процессов есть и обратная сторона, своего рода побочные эффекты.

Количество минут разговоров растет — пакеты настолько большие, что абоненты не считают минуты, как это было раньше; растет количество потребляемых мегабайт мобильного интернета, при этом выручка операторов стоит на месте. Мы это увидели по III кварталу, когда «большая тройка» открыла свои показатели: если по абонентам есть еще какой-то рост, то по выручке тренды в основном негативные.

Итоги Tele2 стоят особняком относительно общих для рынка тенденций. Как самый малый и новый федеральный оператор мы идем своим путем: по-прежнему растем по абонентам, по выручке, всем другим показателям. Рассчитываем, что эти тренды продолжаться и дальше: проникновение смартфонов, SIM-карт, поддерживающих LTE очень низкое и по рынку, и в нашей базе, поэтому есть куда стремиться.

Операторы и дальше будут вынуждены снижать цены, чтобы выдерживать конкуренцию?

За 2016 год число базовых станций 3-го поколения мобильного оператора Tele2 в Красноярском крае выросло на 40%.

Предсказать сложно. Мое личное мнение: предел уже достигнут — отрасли не хватает прибыльности для того, чтобы и дальше поддерживать частую смену технологий. Определенный критический уровень достигнут и тут возможны два пути. Либо произойдет замедление инвестиционного процесса, либо — увеличение цен. Понятно, что в последнем случае речь не идет о серьезном повышении, но цены, думаю, могут вырасти.

К вопросу про инвестиции и быструю смену технологий. Какой стратегии придерживается Tele2 — как не инвестировать в то, что уже «завтра» станет прошлым?

Наша стратегия — инвестировать в те технологии, которые нужны массовому пользователю. Компания не гонится за лидерством в вопросе внедрения новых технологий. Наоборот — мы даем возможность конкурентам запустить их и уже после выходим на подготовленный рынок. Если говорить конкретно про Красноярский край, то в следующем году компания планирует запустить в регионе сеть 4G. Сеть LTE, по имеющейся сейчас информации, будет работать в частотных диапазонах 800 МГц и 1800 МГц.

У Tele2 есть опыт строительства LTE на этих частотах. Так, первая в России сеть LTE-1800 была запущена в Туле в декабре 2014 года. В Сибири сеть Tele2 в стандарте LTE-800 работает в Кемеровской области. В Новосибирской и Иркутской областях LTE-сети работают у Tele2 в частотных диапазонах 800 МГц и 1800 МГц.

Отмечу, что большинство потребителей не думают про 3G или 4G, им нужен быстрый интернет, обеспечить который можно и на 3G. Внедрение 4G — это во многом вопроса удешевления технологии предыдущего поколения, поскольку этот стандарт требует меньше инвестиций, а также вопрос имиджа для самого оператора. Если говорить про 5G, этот стандарт тоже не за горами, но, наверное, это уже больше не «про людей», а какие-то индустриальные вещи. Думаю, первые сети мы увидим в ближайшие годы, а дальше они пойдут «маршем» по всему миру.

Спутниковой центр связи Tele2. С помощью такого рефлектора и космического спутника сигнал из Красноярска в Норильск «долетает» за 600 миллисекунд.
Фото: Tele2

Крепкий середнячок

Как вы оцениваете позиции и показатели работы филиала Tele2 в Красноярском крае?

Красноярский филиал один из успешных филиалов компании; он прошел через сложный период транзиции от «Енисейтелекома» к «Ростелекому», теперь стал Tele2. Не секрет, что такие изменения не всегда проходят гладко. Но на сегодня мы можем сказать, что сложный период позади. Мы встали на рельсы: наша сеть в регионе из лучших, как по покрытию, так и по качеству. И соответственно мы видим отклик от рынка: растет база, доход на абонента.

Какие ключевые задачи стоят перед филиалом на 2017 год?

Задачи касаются роста базы, роста общей доходности и доходности на абонента. Но конкретные цифры мы традиционно не раскрываем.

Красноярский абонент Tele2 как-то отличается от абонентов из других регионов?

Отрасль настолько космополитична, что мы не видим больших региональных различий. Но есть регионы, которые быстрее переходят на новые технологии и «трубки», а ряд регионов в этом вопросе отстает. С точки зрения этих тенденций Красноярск — это такой крепкий середнячок.

«Пересесть» с «кнопкофонов» на смартфоны

Недавно Tele2 запустила масштабный проект MVNO с «Ростелекомом», есть пилот подобного проекта с «Эр-телеком». В чем ваша выгода и нет ли рисков таким образом «размыть» собственную абонентскую базу?

MVNO (mobile virtual network operator) — оператор сотовой связи, использующий существующую инфраструктуру другого оператора для того, чтобы предоставлять услуги под собственной маркой.

Проекты MVNO очень популярны в мире. Если говорить про Россию, «большая тройка» их не развивала по простой причине: для большого игрока это, действительно, размытие базы, каннибализация очень сильная. У нас история немного другая: поскольку Tele2 самый малый игрок, каннибализация также есть, но в гораздо меньшем объеме; в основном каннибализируется база «большой тройки». Поэтому такие проекты для нас — это возможность зайти на территорию соперника. И нарастить выручку: наши доходы увеличиваются, даже если мы не видим этого абонента как «своего». Это важная стратегическая инициатива, которую мы будем развивать и дальше. В этом году Tele2 отметилась крупными MVNO, задача на следующий год — создать платформу, которая даст возможность стать оператором мобильной связи практически любому бизнесу.

О какого рода компаниях идет речь?

Ритейл — самый характерный пример, получивший большое развитие в Германии. Любая крупная сеть имеет своего MVNO-оператора: для ритейлеров это возможность работать со своей клиентской базой, делать какие-то предложения, в том числе, в режиме онлайн, отслеживая местоположение клиента. Эти технологии, несомненно, будут развиваться и в России.

Вы разделяете мнение о том, что эра мессенджеров нанесла серьезный ущерб рынку мобильной связи?

Тренд, безусловно, очень мощный и единственно правильная стратегия для оператора — извлечь из него пользу для бизнеса. Так, тарифная линейка, которую мы выпустили в октябре, адресована в том числе активным пользователям мессенджеров.

Одна из опций позволяет абонентам компании пользоваться мессенджером WhatsApp без оплаты интернет-трафика. Таким образом мы рассчитываем привлечь аудиторию, которая не только активно пишет сообщения в WhatsApp, но и в целом активно пользуется мобильным интернетом.

Конечно, можно говорить, что мессенджеры испортили нам бизнес, но все очень сильно меняется, и на эти перемены нужно смотреть позитивно. Новые приложения для смартфонов, количество которых растет лавинообразно, большое благо для нас как оператора: у людей всё больше причин становиться активными пользователями нашего продукта.

Традиционная акция «День открытых людей» от Tele2

По этой причине Tele2 вышел в сегмент мобильных устройств, запустив продажу брендированных смартфонов?

Да, это одна из причин. Нам важно менять структуру базы, обучать пользователей «кнопкофонов» новым технологиям и делать это максимально безболезненно, дешево и просто для пользователя. Поэтому мы предложили нашим клиентам — действующим и потенциальным — дешевые качественные смартфоны с разной диагональю экрана. При этом мы не «привязываем» пользователя к себе: абонент может безболезненно уйти в другую компанию. Хотя статистика говорит о том, что 90% проданных смартфонов остается в нашей базе.

На сегодня в линейке Tele2 четыре мобильных устройства с разной диагональю: Tele2 Mini, Tele2 Midi, недавно вышли Tele2 Maxi 3G и Tele2 Maxi 4G. Первую партию Tele2 Midi разобрали за три часа, а это 15 тысяч устройств. Это один из успешных проектов 2016 года: мы точно попали потребности рынка, предложив продукт, который люди массово раскупают. В целом уже продано порядка миллиона мобильных устройств под брендом Tele2.

Есть ли у вас планы стать частью «большой четверки» и насколько успешно вы к этим планам идете?

Терминология «большая тройка», «большая четверка» — это вопрос, скорее, философский. Хотим ли мы быть одним из четырех? Наверное, не хотим. Наша стратегическая позиция относительно положения в отрасли — 3+1. Мы хотим быть другими: помимо «гигиенического минимума» предлагать нашим клиентам уникальные продукты.

Как пример этой стратегии — сегодня мы единственные на рынке, у кого есть безлимит для пользователей соцсетей и мессенджеров. Вероятно, рано или поздно этот продукт будет скопирован, но наша задача к тому моменту предложить рынку что-то другое, не менее интересное и уникальное.

Наталья Мороз, интернет-газета Newslab.ru

На правах рекламы

Рекомендуем почитать