Главная задача ветеринарной сертификации — контролировать безопасность продукции. Идея оформлять электронные сертификаты вместо бумажных появилась не случайно. Прежняя система не защищала от рисков на 100%. Бумажная версия документа могла подделываться или оформляться недобросовестным ветеринарным инспектором на контрабандную продукцию неизвестного происхождения. При этом «бумажная работа» стоила больших денег и государству, и самим производителям.
«Государство тратит очень значительные деньги на бланки сопроводительных документов, потому что они имеют определенные степени защиты, но при этом не выполняют своей функции полностью. Главная причина этого — присутствие человеческого фактора. Всегда есть риск ввести в легальный оборот контрафактную продукцию, потому что недобросовестных участников рынка хватает», — говорит заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Красноярскому краю Евгений Глухов.
Что изменит электронная ветеринарная сертификация?
Электронная ветеринарная сертификация позволит прослеживать продукцию от поля до прилавка, а значит — не допустить нарушений. В режиме онлайн по номеру сертификата в отношении каждой партии товара можно будет достоверно увидеть:
- кто и когда произвел продукт (информация о переработчике)
- из какого сырья (информация о поставщике)
- где это сырье было выработано (страна, регион, подворье)
- из каких животных (какие мероприятия в отношении них проводились вакцинации, лечение, профилактика)
- сведения в целом об эпизоотическом благополучии места выхода груза (наличие/отсутствие инфекций у животных)
- в каких условиях перевозится продукция
- где она в итоге будет продаваться (информация о получателе).
В отношении какой продукции это будет возможно?
Электронная система упрощает и удешевляет процесс оформления ветеринарных документов, а потому список товаров, которые должны ими сопровождаться, стал заметно больше. Он разбит на три группы. Первая — товары высокого ветеринарного риска. На такие, как и прежде, документы будут оформлять только ветеринарные специалисты государственных органов.
Вторая группа товаров может сопровождаться документами, оформленными аттестованными специалистами предприятия. В Красноярском крае уже сформирована комиссия, которая проводит аттестацию и дает право сотрудникам самим заниматься сертификацией.
Третья группа — низкого ветеринарного риска — это готовые пищевые товары, подвергшиеся термической обработке и упакованные в индивидуальную упаковку. Документы для таких могут оформлять должностные лица предприятий, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Как будут оформляться электронные ветеринарные документы?
Для электронной ветеринарной сертификации Россельхознадзором разработано веб-приложение ФГИС «Меркурий». Работа над ним велась с 2009 года, а с 2015 система работала в тестовом режиме. В приложение вносятся все данные о сырье и конечном товаре, после чего выдается сертификат.
Как «Меркурий» обеспечивает безопасность?
Вместе с «Меркурием» работают еще три системы — «Аргус», «Веста» и «Цербер». Первая предназначена для выдачи разрешений на ввоз или вывоз товара. «Веста» создана для сбора, передачи и анализа данных лабораторного тестирования продукции. А «Цербер» — для учета юридически значимых действий в области ветеринарного надзора. Информация, внесенная во все четыре системы, позволит по номеру ветеринарного сертификата на любом этапе контроля (например, на таможне) понять, что это за продукция, каково ее происхождение и состояние.
«Система „Меркурий“ интегрирована с другими информсистемами. Предприятию будет возможно оформить ветеринарные сопроводительные документы только при условии внесения всей сопутствующей информации», — говорит Евгений Глухов.
Что будет, если хозсубъект не зарегистрируется в системе до 1 января?
Электронная ветеринарная сертификация становится обязательной с 1 января 2018 года. До этой даты все хозсубъекты должны начать работать с «Меркурием».
Без регистрации в системе и оформления документов на новых правилах производитель попросту не сможет реализовать свою продукцию на законных основаниях.
Как краевым предприятиям начать работать с системой?
Чтобы понять, как зарегистрироваться в системе и работать в ней, а также получить всю необходимую информацию, нужно зайти на сайт Россельхознадзора по Красноярскому краю и найти отдельную вкладку «Ветеринарная сертификация». Там можно ознакомиться с нормативно-правовыми документами, видеоинструкциями и презентациями.
Для регистрации нужно зайти в раздел «Регистрация в ФГИС Меркурий». Там находятся два шаблона заявлений — для юридического лица и для индивидуального предпринимателя. Заполненные заявления отправляются в адрес Россельхознадзора, после чего в течение пяти дней происходит регистрация. Заявитель получает на электронную почту логин и пароль для входа в систему и может начинать работать. Всё это совершенно бесплатно.
«Система обширная, имеет много подсистем, поэтому перед началом работы хозяйствующим субъектам стоит ознакомиться с содержанием и принципами работы в ней. Для этого достаточно изучить все материалы, которые представлены на нашем сайте», — предупредили в Россельхознадзоре.
В чем плюсы электронной ветеринарной сертификации для производителя?
Основные принципы работы новой системы — быстро и бесплатно. «Меркурий» будет работать 24 часа в сутки 7 дней в неделю. При наличии на предприятии аттестованного и допущенного к сертификации сотрудника ветеринарный сопроводительный документ можно будет оформлять в режиме, удобном для производителя. Благодаря этому производитель не будет:
- зависеть от графика работы ветеринарной службы;
- задерживать поставки своей продукции.
Есть ли польза для рынка и потребителя?
Электронная ветеринарная сертификация позволит избавить рынок не только от нелегальной или опасной продукции, но и фальсификата — поддельных продуктов.
«Система „Меркурий“ устроена так, что без ввода полной информации о сырье она не сформирует ветеринарный сопроводительный документ. А из определенного количества сырья можно выработать только определенное количество готовой продукции. Если есть нарушения, система среагирует.
То есть такой практики, когда с молочной фермы на предприятие поступило 10 тонн молока, и из него выработали ровно столько же спреда (продукт на основе смеси растительных и молочных жиров — прим. ред.) и отправили на продажу под названием „натуральное сливочное масло“, больше не будет.
Ведь такое количество конечного продукта можно выработать лишь из жиров, а значит, называть его натуральным производитель не имеет права. При этом у нас не запрещено производить спреды, сметанные продукты и так далее, но надо называть это своим именем, чтобы потребитель понимал, что он покупает», — рассказал Евгений Глухов.
Сможет ли покупатель проверить, прошел ли продукт ветеринарную сертификацию?
Да, сможет. С началом работы системы на упаковку будет наноситься 32-значный код или баркод, который можно отсканировать при помощи смартфона, и увидеть всю информацию о продукте.
В целом, электронная ветеринарная сертификация позволит исключить из оборота фальсифицированный товар, качественно повысить защищенность потребителя, сделав полностью прозрачными и подконтрольными действия надзорных органов, а главное, даст возможность полного контроля над качеством продукции и сырья.
Кристина Иванова специально для интернет-газеты Newslab.ru
Фото: pixabay.com