Пеку булки — плачу за кредиты
Уже больше года я работаю пекарем. Мне предложили попробовать, сказали, что работа несложная. Платить за кредиты как-то нужно, вот я и пошел. Пекарем легко может устроиться человек без специальности, а для того, чтобы вырасти до технолога или руководителя, потребуется высшее образование — корочки колледжей или училищ не подойдут.
Если захочу, то могу стать мастером, но это сплошная нервотрепка, похуже, чем у пекарей. Мастер отчитывается перед начальством абсолютно за все косяки, которые произошли в смене, ругают не нас — ругают мастера.
О сложностях профессии
Не скажу, что у нас постоянная текучка кадров, но люди частенько уходят, потому что работа — очень нервная и сложная. У меня, например, руки в ожогах: то форма упадет, то просто, когда их достаешь, обжигаешься, это уже, как само собой разумеющееся.
Если цех маленький, то это вообще жесть — муку для теста мешками высыпают и в помещении мучная пыль стоит постоянно — она в нос и в легкие попадает. Я раньше тесто месил и в результате гайморит заработал.
Я работаю 3 через 3, иногда беру дополнительные смены. Рабочий день длится 12 часов. Во время обеда можно уходить в столовую, но чтобы пораньше освободиться, мы едим прямо в цеху. Просто я считаю, что работать нужно так, как платят, а не впахивать изо всех сил за копейки.
Зарплата: ожидание и реальность
На сайтах с вакансиями стоит фиксированная зарплата — 22 тысячи рублей. А по факту выходит тысяч 20 плюс премии. Но если есть хотя бы один прогул, то премии тебе точно не видать.
Недавно ввели новое правило — суть в том, что мы не можем разговаривать с покупателями. А у нас открытая кухня — люди постоянно что-то спрашивают. Если главный руководитель увидит, как мы разговариваем с покупателями, то оштрафует на 4 тысячи.
Когда приходим на работу, то обязательно проклеиваем продукты и прочие вещи, которые принесли с собой и которые продаются в «Командоре». Если не проклеить, то потом придется заплатить цену товара, который ты якобы украл.
Но, несмотря на жесткие правила и не особо высокую зарплату, есть работники, которых все устраивает — им просто искренне нравится месить тесто и печь хлеб. Тут все от человека ведь зависит. Мне, например, нравится то, что в будущем я смогу без проблем сам готовить вкусную выпечку. Мне кажется, мужик обязан уметь хорошо готовить. Не все, конечно, но многое.
Мифы о работе пекарских цехов
Все эти истории о волосах и разном мусоре в тесте — бред. Например, если у нас в цехе кусок теста упадет на пол, то мы сразу его выкинем в мусорку. Каждый день мы убираемся: уборщица моет полы, стены, ножки столов, а мы отвечаем за уборку всего остального.
Свою продукцию мы, конечно же, едим. Я люблю сливочный хлеб, бородинский и пшеничный на закваске. Покупатели чаще всего берут пшеничный хлеб и выпечку — слойки, ватрушки.
Тащим ли мы что-то с кухни домой? Мы — не ресторан, даже не знаю, что можно своровать из цеха — муку что ли? Да, и к тому же нас всегда на выходе с работы обыскивают, если есть сумка, то ее тоже проверяют обязательно. Меня как-то раз попросили показать капюшон куртки — как будто я батон в нем могу спрятать.
«А платить у вас?»
Недавно стал замечать за собой, что людей ненавидеть начинаю. Иногда берешь подработки и получается, что работаешь 4 через 2. И все эти 4 дня постоянно подходят люди и что-нибудь спрашивают, а нам с ними разговаривать не положено. Да, и вопросы постоянно одни и те же, из разряда: «А платить у вас?», «А у вас штрихкод надо клеить?». Ну, невозможно просто! Мы ведь не кафе при супермаркете, мы пекарня. Если бы у нас нужно было оплачивать, то была бы касса, а ее нет, соответственно, оплата и все остальное происходит на кассе. Но, несмотря на то, что вопросы каждый раз одни и те же, мы спокойно реагируем — уже привыкли.
Если бы меня спросили — идти ли работать пекарем в «Командор», то я бы сказал, что только от полнейшей безысходности.
Беседовала Анна Калюта специально для интернет-газеты Newslab.ru,
фото: unsplash.com