Политическая невесомость
Участвовать в предварительном голосовании «Единой России», так называемых праймериз, которое пройдет в Красноярске 3 июня, изъявили желание 190 человек. Примечательно, что в этом году партия разрешила пойти на него не только своим членам, но и не состоящим в ней — их разделили на беспартийных и тех, кого в списках назвали словосочетанием «сторонник партии».
Как считают политологи, на такой шаг единороссы решились из-за серьезного кадрового голода на уровне как региона, так и города. Действительно, из относительных политических «тяжеловесов» на праймериз-2018 заявился лишь руководитель агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Алексей Додатко, который уже присутствовал в Горсовете с 2008 по 2013 год и даже был его вице-спикером. Потом он снова баллотировался в Горсовет, однако не смог убедить красноярцев в том, что будет защищать их интересы. И в итоге проиграл, после чего занял свой нынешний пост — руководителя агентства по печати и массовым коммуникациям региона.
Больше никого, обладающего каким-либо политическим весом, в списке членов партии власти, идущих на праймериз, нет. Конечно, в нем присутствуют известные бизнесмены и руководители крупных компаний. Но одни из них не обладают опытом решения проблем города и его жителей (получится ли у них эффективно перенести на город свои компетенции по управлению предприятиями — большой вопрос). А другие представляют отраслевое лобби и идут в Горсовет, скорее всего, продвигать интересы своих компаний, как, например, исполнительный директор УСК «Сибиряк» Константин Егоров, который, видимо, должен сменить в кресле депутата своего отца — миллиардера Владимира Егорова.
Третьи же имеют плохой бэкграунд, как, например, Виталий Тычинин, который довел до банкротства компанию «Красноярский хлеб» и стал фигурантом уголовного дела за неуплату налогов на десятки миллионов рублей. Теперь Тычинин снова рвется в Горсовет, однако об уголовном деле в своей анкете почему-то умолчал.
А вот нынешнего председателя городского парламента Татьяны Казановой в списке праймериз нет. Хотя многие прочили ей не только место в новом составе, но и сохранение сегодняшнего кресла: уж больно удобным спикером она казалась — с мэрией никогда не конфликтовала и четко держала линию партии. Именно при ее молчаливом согласии и принимался ряд решений, которые ущемляли интересы красноярцев, но при этом соответствовали партийным задачам.
По всей вероятности, кресло Казановой в новом Горсовете и должен занять Алексей Додатко, которому с его опытом вице-спикера и статусом секретаря президиума регионального политсовета «Единой России» не пристало быть рядовым депутатом. Что же будет с нынешним председателем, пока не ясно. Конечно, Казанова может баллотироваться и без участия в праймериз — закон этого не запрещает. Но это означало бы пойти против партийной дисциплины, приверженностью к которой так славятся единороссы. Скорее всего, ей уже приготовили «теплое» место, куда она сможет уйти со своего поста, не оправдав ожиданий партийной верхушки края.
Партия сказала «Надо!»...
Официально, беспартийным разрешили участвовать в праймериз, чтобы дать возможность заявить о себе на площадке партии.
«Праймериз позволяют так организовать внутрипартийную конкуренцию, что она выявляет наиболее перспективных кандидатов, имеющих наибольшую поддержку избирателей на старте выборной кампании, — говорит секретарь президиума регионального политсовета „Единой России“ Алексей Додатко. — В итоге, состав избирательного списка определяют не кулуарные договоренности, былые заслуги или статус в партии, а сами избиратели, которые получают максимальную возможность влиять на выборный процесс и его итоги».
И всё вроде бы так, но если пристальнее взглянуть на список беспартийных сторонников (их набралось 107 из 190), то окажется, что большинство из них — сотрудники разного уровня администраций города и его районов, намертво усвоившие привычку действовать только по указке сверху и лишь после согласования с вышестоящим руководством.
Таким образом, праймериз, изначально задуманные как инструмент отбора лучших из лучших, превратились в чисто формальную процедуру выбора из тех, кого заставили заявиться для массовки и показного интереса: как к праймериз, так и к партии власти.
В этом свете предстоящие дебаты, которые будут проводиться в преддверие голосования, напоминают, скорее, пародию на эту процедуру. Понятно, что в такой ситуации вряд ли стоит ожидать от участников праймериз понимания реальных задач Горсовета, а тем более, нужд красноярцев. И эти люди вполне могут попасть в городской парламент, ведь избираться они будут по списку.
Желание партии видеть этих людей в Горсовете понятно: ведь они весьма пассивны и стопроцентно управляемы, а значит, и решения будут принимать согласованные с управляющей верхушкой. А, как показывает практика сегодняшнего парламента, нужно ей только одно — любыми средствами удержать с таким трудом сформированное полное влияние городской администрации на Горсовет.
Убедиться в этом легко: достаточно вспомнить историю с довыборами, которая произошла, когда в 2016 году по разным причинам шесть депутатов Горсовета сложили свои полномочия. По закону можно было провести дополнительные выборы и полностью укомплектовать городской парламент. Однако это решение стараниями единороссов так и не приняли. Не помогло даже требование Центризбиркома России и обращение в суд. В результате порядка 300 тысяч жителей миллионного города (каждый третий красноярец!) остались без своих представителей в Горсовете.
Примерно тогда же краевая прокуратура потребовала лишить полномочий 17 городских парламентариев за ошибки, допущенные при подаче сведений о доходах за 2015 год. И снова народные избранники сначала долго игнорировали надзорное ведомство, показывая кто в доме хозяин. Потом они сорвали сессию, посвященную этому вопросу, а затем решили, что такие «...меры воздействия излишне строги». Хотя того же депутата Сергея Суртаева за подобные нарушения мандата лишили. Откуда взялись эти двойные стандарты, понять несложно — большая часть попавших в прокурорский список были членами «Единой России» и лояльных ей партий.
И уж точно не интересами красноярцев руководствовались единороссы, когда продавили решение не возвращать жителям города право самим выбирать мэра, которое у них отняли, приняв соответствующий закон на уровне Заксобрания. У депутатов городского парламента была возможность внести в ЗС вопрос о возвращении прямых выборов главы Красноярска. Но воспользоваться им они попытались лишь однажды — в октябре 2016 года, когда на очередную сессию Горсовета вынесли проект обращения к краевым законодателям. Но и тогда для принятия положительного решения не хватило голосов.
И это только несколько примеров того, что сегодняшний Горсовет находится под тотальным влиянием «Единой России» и, по сути, решает задачи партии, а не Красноярска и его жителей. А ведь есть еще скандальная реконструкция набережной с отгораживанием ее части под парковки, установка бордюров без учета нужд инвалидов, проваленный ремонт проспекта Мира, сомнительное решение проблемы с местами в детских садах и многое другое. Все это происходило при молчаливом попустительстве сегодняшних народных избранников, которые предпочли заниматься подковерной борьбой, ведением блогов (временами даже из-за границы) и дележом мест в муниципальных предприятиях, которые столь щедро раздавала им мэрия. Итог: множество скандальных и даже провальных проектов, запущенных с легкой руки прежней администрации Красноярска.
И в этом году «Единая Россия» снова постарается получить большинство мандатов в Горсовете Красноярска. И если ей это удастся с теми кандидатами, которых отберут на праймериз, красноярцы получат еще один безынициативный парламент, рискуя стать заложниками партийной дисциплины и кулуарных договоренностей еще на пять лет.