От уличного сада к группам полного дня
На рубеже XIX и ХХ веков красноярские родители заботились в первую очередь о том, чтобы прокормить семью, поэтому работали оба. Нанять няню было непозволительной роскошью, доступной разве что самым зажиточным горожанам. Детей с раннего детства воспитывала улица. Только вот прививала она не только самостоятельность, но и хулиганский дух, учила выживать. Ребятишки недоедали, часто болели и были далеки от грамоты.
Первые попытки создания городских садов для детей младшего возраста начались в 1888 году, его организовала жительница Красноярска по фамилии Павлова. Это были уличные площадки для ребят от 3 до 11 лет, за посещение которых не брали платы, но просили записываться заранее. С детьми занимались гимнастикой, пением, устраивали экскурсии.
Настоящий же первый детский сад для полнодневного пребывания открыли в 1908 году в Крестьянском переулке (ныне улица Сурикова,12) на личные средства знатной городской особы Грудининой.
Учреждение с двумя группами для детей от 5 до 8 лет располагалось на втором этаже здания. Сад жил своей жизнью, дети питались по расписанию. Все рухнуло, когда в город вошли войска Колчака.
«В один день уничтожили все, персонал детского сада за несколько часов проводил или раздал детей родителям. Было горько, обидно», — вспоминает первая руководительница детского сада Елизавета Зыкова.
В 1919 году учреждение национализировали, в детском саду появилось восемь светлых комнат, тёплый туалет, два коридора и кухня.
Расписание было подобным современному — детский сад работал с 8 утра и до 16-17 часов вечера. Дежурная няня встречала ребятишек в общем зале, все выстраивались на зарядку, а к 10:00 маршировали в группы.
Дорогое удовольствие и профилактика рахита
Посещение детского сада стоило денег и притом немалых, 4 рубля при общей зарплате рабочих тех времен в районе 30-40 рублей. Платили взрослые нехотя, пытались отстоять каждую копейку под предлогом, например, пропусков ребёнка из-за болезни. А меж тем 4 рублей едва хватало на то, чтобы кормить детей горячими завтраками и платить преподавателям.
Кстати, горячие завтраки тоже появились не сразу, спустя 17 лет после открытия детсада. Врачи заметили тогда, что это пошло для детей на пользу — они стали меньше утомляться и повеселели.
К 1925 году детский сад был переполнен, здание нуждалось в капремонте, игрушки и мебель были в дефиците:
«Потребность же в саде настолько велика, что не удалось выдержать нормы нагрузки в группах, пришлось группы перегрузить на 10-15 человек. Кандидатов в настоящее время 130 детей», — писала в отчёте Зыкова.
До 30-х годов в садике не было даже кроваток. Малышей укладывали на сон-час на полу, а те, кто постарше, устраивались за столами. Педагоги следили за детьми и подмечали, в каких условиях они живут дома: есть ли паразиты, как часто меняют постельное бельё дома.
В 1926 году для укрепления здоровья ребятишек врачи вводят в режим дня прогулки. На улице, правда, находиться можно было только в тёплое время года, так как дети были плохо одеты и часто болели.
«Малокровных детей в детском саду — 76%, золотушных — 59%, со следами рахита — 35%, туберкулезных — 2%, с накожными болезнями — 40%», — сохранились исторические записи врачей.
Игры в коллективизм и уроки Клары Цеткин
Детей учили наблюдать за природой, следили за развитием речи, вводили музыкальное воспитание. Ребята вели календарь природы, собирали камешки и палочки для поделок. Младшие учились читать и считать, пока старшие воспитанники работали в столярной мастерской. Любимыми играми детей были «Кооператив», «Пожарники» и «Фотограф».
На уроках музыки детям нравилось не всё — например, к классике Чайковского и Шумана они были равнодушны, как считал педагог, по причине «музыкальной неразвитости». В почёте у ребятишек были бодрые песенки и марши под «Сапожки, сапожки», «Жил-был у бабушки», «Интернационал», «Пряник шоколадный», «Марш на смерть Ленина».
Первая руководительница детского сада Елизавета Зыкова даже побывала на Всероссийской конференции по дошкольному образованию под председательством Клары Цеткин и Надежды Крупской, чтобы вводить новые компетенции в детском саду.
Детей учили трудиться и не просто, а сообща:
«Стараемся построить жизнь сада так, чтобы дети сами свою жизнь улаживали. Приходят они в сад, нужно осмотреть здание, двор, работать на кухне, нужно идти на рынок за молоком, творогом, редиской, в кооперативную лавочку за солью, кур кормить, цветы полить. А ещё мытье полочек, столов, чистка кошек и их кормление. Все работы наталкивают детей на мысль: одному не справиться, коллектив создавай. Работы много, но и нас много», — писала воспитательница тех лет.
Маленькие коллективисты больше напоминали волчат, старались всё присвоить себе. Такую «ненормальность» педсовет изживал всеми возможными способами.
Свою историю в здании на Сурикова детский сад писал более 60 лет. За это время страна пережила ещё одну войну, много горя, голод. Но он выстоял и не переставал дарить детям веру в светлое будущее, маленький мирок спокойствия и внимания. А 1974 году учреждение получило новое здание на Карла Маркса, 21 «а», где и существует до сих пор, отметив в этом году свой 110 юбилей.
Век назад в Красноярске сформировали основы дошкольного образования. Что-то истёрлось со временем, что-то потеряло актуальность. Но даже сейчас родителям и воспитателям важно помнить — детям нужно внимание. Тогда и Чайковский будет в радость, и помочь по хозяйству для них не составит труда.
С приветом из прошлого, Анастасия Щепетова специально для интернет-газеты Newslab.ru
материал подготовлен при помощи пресс-службы управления образования администрации Красноярска