Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Красноярск умнеет на глазах»: как цифровые технологии улучшают жизнь горожан

«Красноярск умнеет на глазах»: как цифровые технологии улучшают жизнь горожан

29.11.2018
8

Поиграем в красноярский Sims? Возможно, скоро мы начнём решать все проблемы города через один электронный сервис

Из очередей на электронную платформу

Электронные сервисы, которые охватывают все сферы жизни общества, от транспорта до систем безопасности, вещь чрезвычайно удобная. Таким технологиям сейчас уделяют повышенное внимание даже страны третьего мира: всё больше городов Индии и Африки разрабатывают программы развития связи, подключая к задачам не только местную власть, но государственные банки.

В России информатизация долгое время была направлена на создание общих баз данных: кадастр, налогообложение, не так давно появилась единая база жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). При этом в каждом регионе развивают системы электронных правительств, где онлайн можно подать практически любое заявление властям, оплатить штрафы и проверить соцвыплаты.

Если же сузить круг до отдельно взятого города, всё гораздо запущенней. С каждой проблемой и вопросом местные жители до сих пор простаивают очереди в кабинет к нужному чиновнику, пытаются дозвониться до нужных служб. Отталкиваясь от этого, компания «Росатом» начала внедрять в городах своего присутствия платформы «Умного города». Отраслевым интегратором проекта от Госкорпорации выступает ООО «Русатом Инфраструктурные решения».

«Главная цель проекта „Умный город Росатома“ — сделать жизнь людей более комфортной, освободив их от рутины и бюрократии, подключив к развитию города. Мы учитываем специфику и потребности жителей города. Этот проект повышает вовлеченность жителей в городскую жизнь, помогает власти быстрее решать насущные проблемы среды», — отметил Максим Чаховский, заместитель гендиректора компании «Русатом Инфраструктурные решения» по развитию и инфраструктурным проектам.

На обсуждение цифрового будущего города собрались десятки представителей различных компаний Красноярска и городских служб

Пилотным проектом недавно стал город Саров Нижегородской области. Там заработал сервис со множеством электронных слоев в виде сфер городской жизни, а по каждому направлению работают диспетчеры. Они принимают заявки от населения в режиме онлайн — пожаловались на дорожную яму, и вот её уже видят власти, подключают соответствующие службы, чтобы всё исправить.

А Красноярск к такому готов?

Для внедрения сервисов подобного уровня нужно пройти три ступени. Первая — обеспечить полное покрытие сети на местности, вторая — оснастить город необходимым оборудованием и датчиками для сбора разного рода информации, третья — разработать электронную платформу и приложения для подачи данных населению.

Что из этого есть у Красноярска? За последние два года город сильно развился в информационных технологиях, получил много современных линий связи, в том числе в рамках подготовки к Зимней универсиаде-2019, беспроводные приборы учёта коммунальных услуг. Во всём Красноярске есть точки подключения к Wi-Fi. Как отметил руководитель управления информатизации и связи Красноярска Александр Бирюков, инфраструктура города готова к единой системе, тормозить цифровизацию причин нет:

«Постепенно внедряются системы управления светофорами, дорогами Красноярска. Для реализации этого проекта на базе администрации будет сформирован единый центр сбора и анализа данных. Тогда последуют новые управленческие решения», — заявил Бирюков.

В качестве теста, на базе имеющихся систем мониторинга, камер видеонаблюдения и другого оборудования сбора информации в Красноярске компания «Русатом Инфраструктурные решения» совместно с мэрией города разработали платформу «Умный Красноярск».

Тестовая версия платформы «Умный Красноярск»

Пилотная версия работает пока только для Центрального района Красноярска, на её подготовку ушло около месяца.

Как и кто будет монетизировать смарт-сервис?

Чтобы управлять системой, нужен оператор. Он и будет отвечать за подключение к платформе не только компаний, оказывающих общегородские услуги населению, но и банки, а также платёжные системы. Кто выступит в качестве оператора в Красноярске, пока неизвестно.

Так же, как и в других онлайн-сервисах, внос платежей по коммунальным услугам и штрафам ГИБДД позволит сократить комиссию. Если к «умному городу» подключать сферу развлечений, здравоохранение, то люди сэкономят ещё и время, записываясь к врачу, покупая билеты из дома. А время, как известно, деньги.

Заинтересованность властей в запуске площадки «Умный город» обоснована не только стремлением выполнить майские указы президента, так планируют сократить затраты на нецелесообразные проверки в городе (зачем, если он и так на ладони), содержание лишних кадров в ведомствах, а также повысить качество жизни всех слоёв населения, включая маломобильные группы.

Депутат Горсовета Наталья Каптелинина отметила, что в Красноярске уже работает карта доступности для инвалидов. Подобные сервисы сильно облегчают жизнь людям с ограниченными возможностями

В рамках выставочной программы форума для красноярцев запустили виртуальную игру «Умный город». В ней каждый мог нажатием на кнопки повлиять на экологию местности, провести реформу транспортной системы, другими словами, создать мегаполис мечты.

Если бы Красноярск уже был «умным городом»

Как отметил на форуме заместитель главы Красноярска Вадим Войцеховский, Красноярск не может преобразиться в цифровом направлении одномоментно, но процесс уже запущен, город «умнеет». Реализацией проекта будет заниматься администрация, а полное внедрение системы, по оценкам властей, займёт от года до полутора лет. Но, судя по всему, ради такого стоит и подождать.

Анастасия Щепетова специально для Интернет-газета Newslab.ru

Войцеховский Вадим Николаевич
Бывший первый заместитель главы Красноярска

Рекомендуем почитать