Главная
>
Статьи
>
Общество
>
«Инспекторро на КрАЗе»: красноярцы проверяют экологические показатели завода

«Инспекторро на КрАЗе»: красноярцы проверяют экологические показатели завода

19.11.2018
0
Так выглядит наша группа экскурсантов в электролизном цехе. Сотрудник КрАЗа рассказывает о процессе электролиза.

«Специализированная экскурсия „Инспекторро на КрАЗе“ — это не разовая акция, а часть большой работы с общественностью. У горожан есть вполне понятный запрос на качество жизни и совершенно справедливый вопрос: что происходит на предприятиях? Мы хотели бы самым разным горожанам — школьникам, заинтересованным гражданам, общественным экологам, эту информацию донести и рассказать. Поэтому мы проводим экскурсии в разных форматах. Для многих горожан важно самим увидеть, задать вопросы лично специалистам. Что касается работы в области снижения экологической нагрузки КрАЗа, РУСАЛом реализует программы по планомерному снижению воздействия производства на окружающую среду. И уже есть показательные результаты. Каждый следующий шаг в этом направлении требует ещё больших усилий и затрат, поисков инженерных решений, более дорогостоящих проектов», — рассказал заместитель директора Алюминиевого дивизиона ОК РУСАЛ Сергей Попов.

Первый этап большой экологической модернизации завода начался в 2004 году: в составе РУСАЛа завод полностью заменил старое газоочистное оборудование на современное. В электролизных корпусах внедряется современная технология производства алюминия — «Экологический Содерберг», на которую сегодня переведено более 80 процентов мощностей КрАЗа. За последние 10 лет объём выбросов КрАЗа сократился на 40 %. По итогам 2017 года на экологическую модернизацию завод направил более 1,65 млрд рублей.

Чтобы люди своими глазами увидели, как изменился завод, как реализуется экологическая политика и соблюдается технология производства металла, сотрудниками РУСАЛа разработан целый ряд заводских экскурсий. Одна из них — ночная велоэкскурсия, которая даёт возможность увидеть, что же происходит на КрАЗе ночью, и развеять часть мифов о круглосуточной работе оборудования. «Инспекторро на КрАЗе» — это более серьезный формат экскурсий, требующий специальной подготовки и позволяющий проверить и оценить технико-экономическую составляющую производства, работу системы газоочистки и меры по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду.

Чек-лист проверки разработан на основе инспекционных проверок контрольно-надзорных органов. На каждой точке контроля участники ставят оценку по пятибалльной шкале и дополняют её своим комментарием. Конечно, за 2 часа экскурсии полностью погрузиться в технологию производства и досконально проверить работу оборудования довольно сложно. Но посмотреть, как и что работает, а также задать интересующие вопросы специалистам, — такая возможность есть у каждого участника этой экскурсии.

Охрана труда поставлена на КрАЗе на высоком уровне. Обязательный вводный инструктаж пройден, участники экскурсии переодеваются в спецодежду; им выдаются респиратор, защитные очки, каска, перчатки, ботинки и рации с наушниками. По территории завода экскурсанты перемещаются на автобусе, а в наушнике звучит красивый женский голос — аудиогид АLеся рассказывает об истории завода, производстве алюминия, электролизе, «сухой» и «мокрой» газоочистке, системе газоочистных сооружений, где применяется алюминий и его сплавы.

Основу производства составляют 23 электролизных цеха длиной около 1 километра. Электролиз является достаточно сложным процессом, где аноды — это огромные стержни с углеграфитовым блоком, а катоды — сами электролизные ванны, заполняемые сырьем глинозёмом. Подается ток, и в результате химической реакции на дне ванны собирается чистый алюминий. При этом температура ванны достигает тысячи градусов. Сотрудники завода рассказали, как производится металл, и обратили внимание на экологическую составляющую работы электролизера. Каких-то пятнадцать лет назад здесь было всё в дыму. Новые технологии, разработанные красноярскими инженерами РУСАЛа, сделали производство чище и экологичнее. Если раньше из-за дыма рабочие электролизного цеха теряли друг друга на расстоянии 10 метров, то сегодня видна вся панорама корпуса и его торец.

В соответствии с технологией «Экологический Содерберг», ванны электролиза стали герметичны, глинозём подаётся автоматически, а газы от сгорания анода выкачиваются газоотсосом прямо из ванны. Далее газы подаются в систему сухой газоочистки. Эта технология включена в список наилучших технологий производства алюминия и внедряется на других заводах РУСАЛа. Работа на новом электролизере с технологией «Экологический Содерберг» позволяет снизить выбросы в несколько раз. КПД составляет более 98 %, тогда как на старом электролизере КПД было всего лишь 93,5 %.

В электролизном корпусе запрещается открывать более 4 электролизеров одновременно из-за возможного разряжения в системе газоотвода и, как следствие, неполного удаления газов, поэтому специалисты за этим тщательно следят.

После детального изучения состояния электролизёров в нескольких цехах, участники оценили и экологические параметры: герметизацию оборудования, просматриваемость корпуса, состояние газоотсосов и других промышленных агрегатов в корпусе по производству технического алюминия. Затем общественные инспекторы познакомились с литейным производством.

«Замечательная инициатива завода — приглашать общественность, и в частности депутатов, на свои мероприятия. Нам показали несколько цехов: были цеха, где запаха вообще не было — там установлено новое оборудование, но пока апгрейд прошел не везде. Но мне есть с чем сравнивать: я житель Советского района, и лет 10 назад по вечерам запах стоял невыносимый. Сейчас такого нет, и мы видим, что изменения есть, и, надеемся, что они не закончатся на этом этапе», — рассказал депутат Красноярского Горсовета Семен Сендерский.

Следующий пункт экскурсии — диспетчерский пункт системы газоочистных установок — всего на заводе работают 23 таких комплексов. Внедрена система онлайн-мониторинга: на трубе установлены датчики, через них идет отбор проб, а спектральным анализом определяется их химический состав. В журнале фиксируются все измерения. При режиме неблагоприятных метеоусловий, по словам специалистов, КрАЗ снижает выбросы на 15 % и завод начинает работать в определенном режиме — так называемом режиме № 1.

Общественные инспекторы решили проверить работу оборудования в конкретный день — 7 ноября. Система сохраняет данные мониторинга, поэтому можно убедиться в показателях работы в разные периоды.

Участников «Инспекторро на КрАЗе» интересовало, как устроена газоочистка и какие фильтры используются в этой работе. По словам специалистов РУСАЛа, в каждой газоочистке 33 километра гибких труб — рукавных фильтров. Каждая газоочистная установка — это большая система воздуховодов и фильтров, и состоит из двух ступеней — «мокрой» и «сухой». «Мокрая» очищает от серы, а сухая — от пыли, смол, взвешенных частиц и фтора. Выглядит это примерно так — в основном производстве, т.е. в электролизной ванне, вырабатывается металл и выделяются газы. Металл оседает на дно ванны, а газы в вентиляционную установку принудительно вытягивает труба, которая подведена к каждому электролизеру. В газоочистке есть фильтры разных видов, они задерживают больше 99,9 процентов содержащихся в газах веществ.

Другой вопрос, который интересовал общественников, — отключают ли газоочистки? Металлурги отвечают, что отключение газоочистного оборудования — это очень серьезное нарушение производственного процесса. Сотрудники КрАЗа утверждают, что очистка используется на 100%, и это обязательная часть технологии. Система улавливает фтор и возвращает в производство ценное сырье — фторированный глинозем. По словам металлургов, отключать газоочистку на ночь ради экономии энергии примерно так же нелогично, как отключать на ночь домашний холодильник, доля энергопотребления газоочисток не превышает 5% от общего объема.

Финальная часть экскурсии — взятие проб воздуха и экспресс-тест на содержание маркерных веществ в воздухе рабочей зоны. На заводской улице нас встречает лаборант со специальным прибором — мобильным газоанализатором ГАНК, и каждый участник экскурсии может попробовать себя в роли лаборанта.

Материалы по теме
«Страница истории края»: как открывали новый литейный комплекс КрАЗа
Новые рекорды, мировые рынки и повод для гордости

На КрАЗе есть специальное подразделение, которое ежедневно занимается отбором проб воздуха в корпусах, между ними, а также в районах города рядом с заводом. Специалисты измеряют уровень загрязняющих веществ еще и в пяти точках жилой зоны: деревня Песчанка, садовое общество «Алюминий», Зеленая роща, микрорайоны Северный и Солнечный. Это необходимо для контроля работы оборудования КрАЗа. Сотрудники санитарно-промышленной лаборатории ежедневно берут больше 40 проб не только воздуха, но еще и воды, и почвы. В год в среднем это больше 11,5 тысяч замеров.

Портативный газоанализатор показывает концентрацию вредных веществ здесь и сейчас. В специальную трубочку подается воздух и с помощью химических реакций определяется состав загрязняющих веществ. Прибор прост в использовании, при этом достаточно точный.

В результате замеры общественных инспекторов показали 3 тысячных единицы содержания в воздухе вещества, а максимально допустимая концентрация в 100 раз больше.

Финал экскурсии — традиционное обсуждение увиденного и горячий чай со свежей выпечкой, приготовленной в кондитерском цехе предприятия.

«Мы посмотрели своими глазами корпуса, увидели, что тут делается. Здесь есть резервная система очистки воздуха, то есть в случае поломки очистка не прекратится. В сравнении с 2008 годом заметно, что корпуса ухожены, работают вытяжки — видно, что завод живет», — отметил депутат Горсовета Игорь Сорокин, а также подчеркнул, что депутаты городского Совета могут воздействовать на улучшение экологии в городе в виде всевозможных запросов и обращений в министерство природы и экологии.

Депутат Горсовета Красноярска, директор АО «Красноярская теплотранспортная компания» Сергей Иванов: «Как производственник я люблю посещать производственные цеха, помещения. Отметил для себя, что на КрАЗе хороший уровень автоматизации, однозначно на высоком уровне охрана труда, что очень важно. Крупное предприятие, солидное, мощное, мы видим, что огромные деньги вложены в реконструкцию. Думаю, что крупная компания настроена на дальнейшее улучшение экологии. В целом, не может не радовать, что в нашем городе есть такой современный завод».

Общая оценка экскурсионной группы проекта «Инспекторро на КрАЗе», состоящей из депутатов городского Совета, составила 4.7 балла. Оценки выносились по пятибалльной шкале.

Ирина Егорова специально для интернет-газеты Newslab.ru

Попов Сергей Александрович
Вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края
Сендерский Семен Борисович
Депутат Горсовета Красноярска, координатор Красноярского регионального отделения ЛДПР
Сорокин Игорь Васильевич
Экс-депутат Городского совета Красноярска
Иванов Сергей Валентинович
Депутат Горсовета Красноярска, директор АО «Красноярская теплотранспортная компания»

Рекомендуем почитать