>
>
>
«Так живет весь цивилизованный мир»: нужны ли Красноярску дворы без машин?

«Так живет весь цивилизованный мир»: нужны ли Красноярску дворы без машин?

28.10.2019
98
Двор красноярской высотки. Так будет всегда?

Машины под окнами — удобство или пережиток?

Припарковаться прямо у родного подъезда считается успехом у наших водителей, но в последнее время всё чаще говорят о том, что двор — не место для машин. Аргументы приводят разные и с большинством из них нельзя не согласиться. Судите сами:

  • двор, где припаркованы десятки автомобилей, небезопасен для пешеходов. Случаи наезда на детей во дворах происходили и в Красноярске
  • в таком дворе, кроме небольших детских площадок, нет никакого пространства для прогулок
  • жители вынуждены дышать выхлопными газами, особенно зимой, когда водители прогревают свои авто
  • большое количество автомобилей может помешать проезду скорой или пожарной машины
  • жители первых этажей заставленного машинами двора подвержены шумовому загрязнению, а раздражающие громкие звуки часто становятся причиной головной боли, усталости и неврологических расстройств

За отказ от парковки во дворах (по крайней мере бесплатной) не раз выступали активисты и общественники. Уже несколько лет эту идею продвигает блогер Илья Варламов:

«Ваш автомобиль — это ваша собственность. Вы обязаны подумать, как и где свою собственность будете хранить. Скорее всего, вам придётся арендовать землю у города, чтобы там размещать свою собственность. Это и называется парковкой. Теперь задайте себе вопрос: а можете ли вы требовать предоставить вам кусок земли только потому, что вы купили машину? Звучит как-то глупо, не правда ли?»

Другой приверженец идеи «двор без машин» однажды решил докопаться до истины и обнаружил, что согласно Санитарным правилам автостоянка у дома может быть только гостевой, то есть временной. В результате поданного активистом иска Верховный суд признал, что жители многоквартирных домов не имеют права использовать такую гостевую автостоянку как постоянную. За припаркованный у дома автомобиль могут даже оштрафовать, хотя в массовом порядке такая практика в России не применяется. Но вот за парковку на газонах в Красноярске уже штрафуют и часто. О нарушителях могут сообщить неравнодушные горожане.

В Красноярске есть примеры жилых комплексов, где дворы полностью закрыты для транспорта

Опыт других стран

Всё тот же Илья Варламов в своих текстах напоминает, что во многих странах люди не могут купить личный автомобиль, не имея места для его хранения. «И никто не умер от „этой несправедливости“. У нас человек, которому одобрили кредит, бежит покупать долгожданный драндулет, не думая ни о чем вообще», — считает блогер.

Опыт других стран в этом вопросе и правда отличается от России. Япония — один из примеров, где перед покупкой машины нужно за немалые деньги купить или арендовать парковочное место, причем в радиусе не более 2 км от дома. Размер стоянки тоже имеет значение. Если окажется, что она не подходит под габариты планируемого к покупке авто, сделка не состоится — полицейские просто не выдадут разрешения. Места для стоянки во дворах четко размечены, и на каждом установлена табличка с именем собственника. Если припарковался кто-то посторонний, можно тут же вызывать эвакуатор. Такие меры обеспечивают идеальный порядок с парковкой в даже самых густонаселенных районах.

Пример парковки в Японии
Фото: Александр Беленький

Небольшие по площади европейские страны тоже вынуждены применять весьма строгие меры, чтобы избежать автомобильного коллапса. Например, парковка в неположенных местах, даже таких, которые, казалось бы, никому не принадлежат, может караться большим штрафом. А стоянка во дворе во многих европейских странах — это дурной тон. Дико воспринимается автомобиль, стоящий под окнами жилого дома, на тротуаре или газоне, например, во Франции. В Париже дворы полностью закрыты для автомобилей, а жители могут пользоваться подземными паркингами под домами, за которые вынуждены платить не менее 100 евро в месяц.

Как можно решить проблему в России и Красноярске?

Российские автолюбители, обсуждая на просторах интернета тему запрета парковки во дворах, чаще реагируют слишком негативно, однако приводят и справедливые аргументы:

«Такие нормы нельзя принимать без вариантов решения. Лишняя напряженность ни к чему хорошему не приведет — только повысит градус конфликтности. У нас, например, реально машину поставить негде. И под словом „негде“ я подразумеваю отсутствие вблизи даже платных парковок».

Проблему стоянки во дворах одними запретами точно не решить, но примеры рационального подхода к этому вопросу тоже есть. Красноярская компания СМ.СИТИ создала абсолютно комфортное пространство для жителей, спроектировав закрытые дворы и выделив места под парковку с внешней, общественной, стороны домов.

Как организовано парковочное пространство на Южном берегу, хорошо видно с высоты
Фото предоставлено пресс-службой строительной группы СМ.СИТИ

«С 2011 года, когда началось строительство первых домов Малых кварталов на Южном берегу, мы уделяем большое внимание комфорту жителей. Мы уверены, что среда, которая вокруг, имеет не меньшее значение, чем непосредственно сама квартира, в которой живёт человек», — комментирует генеральный директор строительной группы СМ.СИТИ Александр Коропачинский.

Застройщик даже отдал часть проезжей части под пешеходный бульвар, который стал дополнительным безопасным местом для прогулок и отдыха.

«Концепцию, которую мы реализуем, я называю борьбой с личными автомобилями и транспортной загруженностью, о которой в Красноярске говорят уже много лет. Порой люди ради личного удобства готовы ставить машину на голову соседям, и только физические запреты могут иметь эффект, но мы предлагаем альтернативу и тем самым делаем шаг навстречу к комфортной городской среде. И, конечно, мы не выгнали автомобилистов совсем — у нас достаточно парковочных мест, под каждым домом обязательно есть подземная парковка», — добавляет Александр Коропачинский.

Своим опытом пользования подземным паркингом на Южном берегу поделилась красноярская ведущая и эксперт по коммуникациям Анна Прохорова:

Ведущая и эксперт по коммуникациям Анна Прохорова
Фото: instagram.com/tvanna

«Я купила место из практических соображений. Искать, где припарковаться — это время. Почистить от снега и прогреть — это тоже время. Мой рабочий график очень разный. Я могу уезжать в 6 утра и приезжать в 2 ночи. Где найти силы, чтобы потратить их на поиск парковки или другие необходимые манипуляции? Наличие места на подземной парковке — это цивилизованно, социально ответственно, хоть и не дешево. Кроме суммы, которую мы заплатили за парковочное место, ежемесячно мы оплачиваем платежки за обслуживание и платим взносы за капитальный ремонт. Но все равно меня это устраивает больше, чем, например, практика наклеивания номеров на лобовые стекла или обнаруженный поцарапанный бампер».

В ближайшую перспективу избавления красноярских дворов от машин Анна не верит, но считает, что проблему дворовой автозагруженности реально решить, если подойти системно:

«Очевидно, что закрытый от машин двор — это удобно и безопасно. Но на том же Южном берегу фишка не в этом, а в возможности выбора, который заложен еще на этапе проектирования. И для тех, у кого есть автомобиль, и для тех, у кого нет. Но можно ли представить большинство красноярских дворов без парковок? Конечно нет! Просто запрещать въезд нельзя — подход должен быть системным, вплоть до того, чтобы законодательно закрепить выплату компенсаций застройщикам на строительство подземного паркинга. И чтобы житель в таком случае, покупая квартиру, получал возможность купить парковочное место по приемлемой цене.

Радикальные меры работать не будут, но рано или поздно накопится критическая масса автомобилей, и мы всё равно будем вынуждены искать решение. В то же время, совсем скоро, количество машин во дворах и на дорогах начнёт корректироваться эволюционным образом. Бензин очень дорогой, налог высокий, штрафы, обслуживание. Давно пора понять, что автомобиль — это роскошь и ответственность».

Идеальное дворовое пространство — это когда комфортно каждому

Закрытый двор — не привилегия новостроек

Двор дома, который строился, когда понятие «комфортная среда» ограничивалось наличием лавочек и клумб у подъезда, при желании всё же можно избавить от лишнего транспорта. Жители вправе провести собрание и организовать парковку на удобном для них ограниченном пространстве, если придомовая территория это позволяет. Достаточно согласия 2/3 жильцов, чтобы начать обустраивать стоянку.

Если автолюбители не готовы идти на диалог, можно ссылаться на СанПиНы, которые определяют расстояние от авто до жилого дома (не менее 10 метров, если во дворе не больше 10 машин) и ограничивают время нахождения на парковке (запрет постоянной парковки, который поддержал Верховный суд РФ). В случае нарушения требований водителям грозят штрафы.

Да, идея «двор без машин» в современных российских реалиях не всегда реализуема и порой чревата ростом социального напряжения. Но к ней надо стремиться, если мы хотим дышать свежим воздухом, не бояться за своих детей, выходить на прогулку или пробежку прямо во двор своего дома и жить на качественно новом уровне.

Интернет-газета Newslab, фотографии Алины Ковригиной

На правах рекламы

Рекомендуем почитать