![](/images/2019/_12_December/10/big_startfilmru1378616-1024x576.jpg)
Я работал в разъездном красноярском цирке несколько лет назад администратором. Мне тогда было 20 лет. Мы ездили по городам России и устраивали шоу в Домах культуры, на крупных аренах не выступали. Показывали сказки. Всего было три труппы, каждая работала по определенному маршруту. Артистов в каждом составе было человек 8: гимнасты, клоуны, факиры, дрессировщики. С каждой труппой работало по несколько администраторов.
Чем именно ты занимался в цирке?
Нас — администраторов — из Красноярска обычно забрасывали в дальнюю точку, например, Сахалин. Мы приезжали и «готовили» город: занимались рекламой, расклейкой афиш, предлагали бартеры. Работали в школах и детсадах — рассказывали о представлениях детям и учителям. Предлагали какие-то схемы, чтобы они работали именно с нами. Таких трупп, как наша, очень много ездят по России, поэтому надо успеть отжать максимум, чтобы был валовый сбор хороший.
У нас на все это было две недели, потом приезжали циркачи. В каждом городе, в зависимости от масштабов, обычно проходило один-два концерта. Иногда — три. После этого собирали деньги, пилили их — и снова в путь. Параллельно всему этому в других городах тоже работают администраторы. И вот циркачи едут дальше в уже подготовленный населенный пункт, а мы — по своему маршруту «обрабатывать» для них новую территорию. Такой тур мог длиться по полгода.
«Однажды мы догоняли поезд»
Первый мой маршрут был такой: Южно-Сахалинск, еще какой-то небольшой городишко на острове, оттуда улетели в Петропавловск-Камчатский, там рассредоточились, поехали по периферии — полуостров обрабатывали. Потом в Петропавловске выступили, отправились в Хабаровск, Благовещенск. Потом — в Иркутскую область, в самые отдаленные местности. Потом к Красноярску подобрались. Заехали попутно в промежуточные города — Лесосибирск, Енисейск.
И вот ты скачешь с места на место, как сайгак, с сумками, с баулами. В каждом городе, где выступали, нас загружали рекламой, банерами бесконечными, макулатурой на следующий город. Однажды со всем этим багажом мы догоняли поезд в Комсомольске-на-Амуре. Он тронулся уже, но мы успели заскочить. Я думал, только в фильмах такое бывает.
![](/images/2019/_11_November/15/clown-2092079_960_720.jpg)
Однажды мне и еще одной девочке-администратору в Южно-Сахалинске пришлось ночевать на улице. На гостиницу и «однушку» посуточно начальство зажало денег. В итоге мы затусили в каком-то дворе. В конце августа днем было тепло, а ночью опустилась сырость, туман густейший. Мы постепенно одевались, но тут же промокали. Мерзли, бегали, отжимались, лишь бы не замерзнуть. На следующий день хотели оттуда сбежать. Но настроились и сняли две комнаты у какой-то бабульки. Это был трэш настоящий, молодость лихая, по-другому не назову.
«Развлекаться было некогда»
В городах нам было некогда развлекаться. Каждый день ты работаешь. Клеишь баннеры, звонит администрация города: «Иди, снимай, незаконно разместил». Идешь договариваешься: «Давайте мы вам билетов накинем», что они и хотят. Иногда принципиально в позу вставали. А ты, извините, купил лист ДВП, наклеил баннер, все это закрепил на фонарный столб проволокой, чтобы видно было афишу. Надо сказать, это самая эффективная реклама была.
Но стресса я хватил с лишкой. Мы надевали смешные желтые раскрашенные жилеты. Представьте — я парень, а одет в какую-то фигню клоунскую! Стремно было. На граммофоне запись орет: «Цирк на сцене, приходите!». Я иду, флаеры раздаю, которые мы вчера наштамповали. Помните, по таким можно было скидку получить? Пришел зритель — ты для отчетности отрываешь часть флаера. Это хорошо работало, конечно.
Ходили по школам, садикам. И тоже не по одному разу: сначала идешь договариваться, потом с детьми и учителями работаешь, затем билеты несешь. То есть, бесконечный круговорот. Ночью уставший приходишь домой и заваливаешься спать.
Немного о личной жизни
Надо сказать, что такой режим немногие выдерживают. Поэтому текучка среди администраторов большой была. Есть люди, которые просто созданы для такой работы. И они зарабатывают хорошо после многих лет разъездов. В каждом городе — как дома. Личная жизнь их тоже не беспокоит. У меня тогда не было девушки, ничего не останавливало работать в таком графике.
В труппе же коллектив был сформировавшийся. Изначально в составе были парни и девушки, не состоящие в отношениях. Но в итоге все друг с другом создали пары. При такой жизни по-другому никак.
«Цирк уехал, клоуны напились»
Сама труппа путешествовала на переоборудованном ПАЗе. Артистам там было сложно, конечно. Перед приездом в город мы снимали им гостиницу, чтобы могли ночь отдохнуть с дороги перед представлением. Но иногда они прибывали рано утром и сразу начинали готовиться к выступлению. Это реальный ЦИРК в прямом смысле слова, кочевая жизнь.
![](/images/2019/_11_November/15/216118.jpg)
С ними всегда приезжал руководитель. Он любил прибухнуть, вечно был в анабиозе. Труппа тоже частенько выпивала, что уж говорить. Стрессы запивали, без этого никак. Пьяными они не выступали, а с похмелья — да, был дело. А этого руководителя могли и на «откачку» увезти, он всерьез злоупотреблял.
«Животные были в бесконечном стрессе»
Вместе с артистами ездили и животные: медведь-пестун, обезьяны, птицы, змеи. Их содержали в маленьких клетках. Мишку перевозили в нижней части автобуса, где багажное отделение. Остальных — в салоне. Были еще собаки, но их не запирали. Звериный дух от всей этой живности в автобусе стоял очень сильный...
Животные были в бесконечном стрессе. Умирали, конечно. В основном змейки и птички. Песик как-то один не выдержал. Конечно, люди тоже в нечеловеческих условиях в этой сфере работают, но животным приходится намного хуже! Если работники цирка в стрессе что-то осознают и могут уволиться в любой момент, то животные же вообще ничего не понимают. Их бесконечно куда-то везут, вытягивают из них последние силы, что-то от них требуют. Естественно, они там, я думаю, много не живут. Это сплошной поток. Животные — расходный материал в такой ситуации.
Когда что-то шло не так — к примеру, животное капризничало — всегда были запасные варианты номеров.
Сколько денег зарабатывал цирк?
Билеты на наши представления тогда стоили, в среднем, 150 рублей. Чем ближе к сцене сидишь — тем больше платишь. Бывало, с крупных городов собирали по 2-3 миллиона. Но это не частая история. В основном, 500-600 тысяч. Однажды собрали 30 тысяч всего. Фишка в чем: ты никогда не знал, как «стрельнет» город, могли и в минус сработать, если народ не приходил.
В маленьких городишках и поселках городского типа бывало, что перед тобой уже проехались два цирка. А люди там много не зарабатывают, они не могут постоянно детей водить по циркам. И тогда хорошо было хотя бы отбить расходы и транспортировку.
Сколько зарабатывали работники цирка?
Сколько зарабатывали артисты, я не знаю. Но точно хорошо. Они могли за год квартиру спокойно купить. Там свой распил был.
![](/content/doc/cache/0936/124/100x100.jpg)
Среди администраторов тоже существовало деление. Старшим, тем, кто давно работал, отдавали крупные города. «Молодым» доставались мелкие. Со временем начали давать места получше и ставить в смежную работу. К примеру, в больших городах администратор никогда не работал один, всегда вдвоем-втроем. Но все равно по деньгам разница видна была.
Я же получал 15% от выручки. Выходило 60-80 тысяч с города. У нас закладывалось 10% от вала на рекламу. Но мы их забирали себе, если получалось сэкономить деньги. Поэтому не нанимали тех же расклейщиков, а делали все сами. Естественно, экономили на жилье: снимали не гостиницы, а квартиры, комнаты, бывали на подселениях. Однажды жил при ДК. Там не было даже душа, нашел себе развлечение: ездил в баню.
Я проработал год, на счету — два заезда по стране. Там я, конечно, опыта общения с людьми хапнул по полной. Было интересно, персонажи встречались разные. Но меня не хватило надолго, я сказал: «Держите, ребята, свои баулы. Я остаюсь в Красноярске». Позже я иногда думал, что, может, стоило бы вернуться. Но, вспоминая все, понимал, что не хочу.
Влада Калиниченко специально для интернет-газеты Newslab,
иллюстрации: pixabay.com