>
>
>
«10 „лошадок“ и 12 верст в час»: автомобильная история Красноярска

«10 „лошадок“ и 12 верст в час»: автомобильная история Красноярска

29.01.2020
6

«Водители кобыл»

В конце 19 века красноярцы активно пользовались традиционным — гужевым транспортом. Так, в 1897 году в городе насчитывалось 205 извозчиков, а в 1912 году на дороги Красноярска выезжало уже 335 «легковых» извозчиков, 242 «ломовых» (для перевозки тяжелого груза) и 112 «водовозных». Всего в то время 60 тысяч жителей города обслуживали 700 экипажей, пролеток и телег.

Чтобы стать извозчиком, для начала нужно было обзавестись лошадью, а затем предоставить в городскую управу заявление, ручательную записку (рекомендательное письмо) и паспорт. После успешного приема на работу «водителю кобылы» вручались два номера и кожаная сумка с «таксой». Рабочий день длился с 8 утра до 11 вечера, на ночь также назначалось несколько извозчиков, которые ездили по городу до 6 утра. Плата за их услуги увеличивалась в 1,5 раза, но это официально, а на деле цены задирали гораздо выше (почти как современные таксисты в часы пик и праздники).

Обязательное постановление самого губернатора требовало, чтобы каждый извозчик имел опрятную одежду, следил за чистотой своего экипажа, а с седоками был предупредителен и вежлив: «Извозчики должны быть трезвы, драки и брань с другими извозчиками не затевать... с седоками грубого обращения не позволять и бранных и непристойных слов не употреблять...».

Однако не всегда эти предписания исполнялись должным образом. Вот, например, критическая заметка в газете «Енисей» от 1894 года:

«Мы не раз уже указывали не необходимость принять серьезные меры для прекращения бешеной езды по городу... Так, несколько времени тому назад некий К., мчась по улице на паре белых, не только сшиб с ног какого-то мальчугана, но даже рассек ему кожу на голове. На днях поднят на улице какой-то мужчина, по словам его, тоже смятый лошадьми».

Точь-в-точь как гонки нынешних «маршруток»...

Иномарки в Сибири

Вживую красноярцы увидели автомобиль, причем не один, а целую партию, в 1905 году. Главнокомандующий русской армией генерал Забелин телеграммой приказал приобрести для нужд армии 10 автомобилей и выслать детали для мастерской, которую предполагалось открыть в Харбине. Фирма «Варнеке» (Германия), которая являлась по сути дилером французской фирмы «Тюрка-Мери», поставила 8 машин военному министерству. В августе 1905 года машины через Сибирь и, соответственно, Красноярск, прибыли на Дальний Восток.

Автомобиль фирмы «Тюрка-Мери»
Источник: turcat-mery.com
Материалы по теме
Фоторепортаж: Красноярск глазами иностранцев
Зачем европейцы ехали к нам 100 лет назад

В 1907 году через Красноярск проходил маршрут гонки «Париж-Пекин», организованной французской газетой «Маттен». Участники, среди которых были итальянские гонщики Луиджи Барзини и князь Сципион Боргезе (они, кстати, затем и выиграли гонку) столкнулись с множеством трудностей на маршруте, включая и сибирское бездорожье, и непрочные мосты. Гонщики также познакомились с Андреем Даниловым, владельцем Знаменского стекольного завода. Были даже выпущены серии открыток, посвященные соревнованиям, а по итогам путешествия Барзини написал книгу «Пекин — Париж», оставив отзыв и о Сибири.

Таксисты и олигархи

Первые владельцы частных автомобилей в Красноярске появились только в 1909 году. По крайней мере два человек подавали прошение разрешить движение на автомобилях и организовать частный извоз. Однако свидетельств, каких марок были эти автомобили, в архивах не обнаружено. Зато сохранились подробности об одном из предполагаемых владельцев автопарка.

Так, некий Степан Иванович Зубов собирался на автомобиле мощностью 10 лошадиных сил заниматься перевозкой пассажиров. В машине их могло поместиться четверо, плата за проезд была умеренной, а маршрут — самый востребованный: от железнодорожного вокзала до базара. Такое расстояние машина Зубова могла преодолеть за день 15 раз. Но почему-то не преодолела. В документах полицейского управления в графе «Как долго осуществлялось движение» — прочерк.

В том же году в городской управе выносится на утверждение приказ № 208 «Проект обязательного постановления об езде на автомобилях». Среди пунктов данного приказа были такие:

  • назначить места стоянок на Старобазарной площади, около Покровского собора, Новобазарной площади, Плац-Парадной площади и у вокзала;
  • общий вес авто с пассажирами не должен превышать 200 пудов;
  • скорость движения не должна превышать 10-12 верст в час;
  • автомобили должны следовать по правой стороне улицы, не выпускать ни дыма, ни пара; не пугать извозчиков и экипажей;
  • к управлению допускаются лица не моложе 18 лет, не страдающие такими заболеваниями как глухота, близорукость и т. д.
Материалы по теме

Каждый автомобиль подвергался осмотру и испытанию комиссией с депутатом от полиции не менее одного раза в год. В случае удовлетворительного результата выдавалось свидетельство на право управления, сроком на один год.

В 1910 году личные автомобили (французский Hotchkiss 17CV) имели уже упомянутый Андрей Данилов и купец 1 гильдии А. Гадалов.

Автомобиль Hotchkiss 17CV
Источник: drive2.ru

Топливный вопрос

7 декабря 1934 года постановлением Президиума ВЦИК вследствие разукрупнения Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краёв от был образован Красноярский край. В этот же день для обеспечения топливом всего края создано было управление «Красноярскнефтеторг», которое подчинялось Госнефтеснабу РСФСР. Предприятие должно было снабжать топливом совхозы и стройки региона. В управление первоначально вошли 14 небольших нефтебаз.

Материалы по теме
«Разрушим всё на всякий случай»: страшное и смешное из жизни Красноярска 20-х годов
Полеты на Луну, роботы в «Красрабе» и драка за пряники

В 30-е годы товарооборот предприятия составлял 110 тысяч тонн нефтепродуктов в год. В составе управления не было ни одной автозаправочной станции. Заправка техники осуществлялась ведрами из бочек. Доставлялось топливо на лошадях. На предприятии трудилось 120 человек.

В 1946 в Красноярске появились первые четыре АЗС.

Параллельно с совершенствованием автомобильных двигателей менялось и топливо. Многие помнят, как на излете прошлого века на АЗС встречался не только 92-й бензин, но и 80-й, и даже 76-й. Привычный сегодня АИ-95 тогда считался уделом обладателей особо требовательных к топливу автомобилей, а 98-й и вовсе воспринимался элитарным.

О топливе с октановым числом 100 (да, есть и такое!) в то время никто даже и не мечтал. Сегодня ситуация изменилась — благодаря развитию технологий на АЗС крупных сетей появились бензины и дизель с улучшенными характеристиками. В такое топливо добавляются специальные присадки и моющие компоненты, которые удаляют отложения и препятствуют образованию нагара.
Фото: «Газпромнефть»

«Повышенный „октан“ не только полнее раскрывает потенциал современных моторов, но и предохраняет их от детонации при езде с повышенной нагрузкой — во время подъема, разгона, резкого маневрирования или в экстремальную жару. Производители считают, что в перспективе традиционная автомобильная отрасль будет все больше ориентироваться именно на высокооктановое топливо, которое также будет все более технологичным», — рассказал руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Красноярском крае Юлиан Хаданович.

А какие автомобили на улицах Красноярска, и не только, помните вы? Расскажите об этом в комментариях!

При подготовке статьи использовались материалы из архивов Красноярского краеведческого музея, журнала «Грейдер», сайтов kraskompas.ru, krasplace.ru.

Рекомендуем почитать