Контрафакта меньше — жалобы есть
Некачественное топливо на розничных заправках — проблема, которую в России удается решать. По крайней мере, об этом говорит статистика: по данным Росстандарта за последние четыре года долю некондиционного топлива на рынке удалось снизить более чем в два раза до 8,8 процентов.
Впрочем, до конца решенной проблему назвать нельзя. Статистика отказов автомобильных двигателей в России свидетельствует, что 30 % поломок связаны напрямую с качеством топлива, а в западной Европе, Японии и США — это не более 12 %. Применение контрафактного топлива ведет к закоксовыванию поршневых колец. В результате важная часть двигателя автомобиля теряет подвижность, что ведет в резкому снижению КПД и поломкам.
По данным лаборатории нефтепродуктов РГУ им. Губкина, в перечне основных проблем дизельных двигателей из-за некачественного топлива семь пунктов:
- в 23 % случаев двигатель глохнет на морозе;
- в 14 % случаев двигатель не запускается на морозе из-за низкого цетанового числа;
- в 37 % случаев падает мощность двигателя и увеличивается дымность выхлопа;
- в 12 % случаев проворачиваются коренные вкладыши из-за повышенного содержания серы в топливе;
- в 12 % случаев проворачиваются коренные вкладыши из-за тяжелого фракционного состава;
- в 7 % случаев повышается дымность выхлопа из-за превышения содержания полициклических ароматических углеводородов.
«Самой очевидной неисправностью, причина которой — некачественное топливо, является потеря подвижности поршневых колец. Это быстро ведет к потере мощности двигателя, увеличению дымности выхлопов, загрязнению впускных форсунок и аналогичным последствиям. Дизельное топливо без депрессорных присадок зимой просто не будет поступать в двигатель», — уточнил Леонид Багдасаров.
Очевидно, что на качество топлива влияют и экономические причины — жесткие штрафные санкции в случае выявления некондиции и строгие требования к экологичности топлива со стороны Техрегламента Таможенного союза требуют от представителей нефтеперерабатывающей промышленности страны огромных инвестиций.
В их числе — строительство технологических установок, которые производят топливные компоненты, соответствующие экологическому классу 5. Очевидно, что многомиллионные вложения в производство не могут позволить себе мелкие игроки рынка, однако мини-НПЗ продолжают жить и выпускать, по мнению экспертов, некачественную продукцию.
«Так, обогащать топливо самым энергоёмким компонентом — водородом, — может позволить себе только крупный НПЗ. Почему? Например, мини-НПЗ, который перерабатывает 1 млн тонн нефти, произведет всего лишь 300 тыс. тонн в год. Даже если он построит станцию гидроочистки, гидрообработка одного литра дизельного топлива будет обходиться в 50 рублей. Крупный завод перерабатывает, например, 23 млн тонн нефти в год, то есть дизельного топлива получается более 6 млн тонн. Крупный НПЗ строит установку мощностью в 10 раз больше, и себестоимость обработки 1 литра будет всего 5 рублей», — аргументировал свою точку зрения Багдасаров.
Годы жизни мелких игроков рынка сочтены, считает спикер. До последнего времени мини-НПЗ зарабатывали с помощью лазеек в законах, реализации судового топлива, средних дистиллятов и прямогонных фракций, не подпадающих под уплату акциза, под видом автомобильного топлива, что и позволяло им снижать цены на заправках. Однако сейчас законодательство ужесточилось, а налоговики «берут за глотку» подобные предприятия. Только за прошлый год удалось закрыть более 50 мини-рифайнеров.
Борьба с «черным небом» и вклад АЗС
В рамках «Топливного класса» Леонид Багдасаров не мог не затронуть тему режима «черного неба», которая в последние недели снова стала актуальной для Красноярска. По мнению авторитетного эксперта, переход с угольной на углеводородную энергетику (а у Российской Федерации 40 % мировых запасов метана) — единственный путь спасения экологии планеты. При этом ни США, ни Китай не сокращают выбросы углекислого газа (CO2), что изменяет климат, увеличивает среднегодовые температуры, приводит к таянию льдов Арктики, затоплению городов и расширению пустыни.
«Говорить о том, что мы каким-то образом можем снизить нагрузку на экологию сегодня мы можем, только если мы переходим на метан», — подчеркнул эксперт.
При этом борьба с некачественным топливом — важное слагаемое борьбы с режимом «черного неба», поскольку современные технологии позволяют снизить влияние автомобильных выбросов на окружающую среду.
Как определить качественное топливо
Важной с практической стороны частью «Топливного класса» стал небольшой образовательный мастер-класс, в ходе которого присутствующих учили распознавать некачественное топливо.
В интернет полным-полно видео от блогеров, которые практикуют сомнительные и зачастую опасные способы проверки бензина и дизеля — топливо они предлагают кипятить в чайнике, наливать в пластиковые бутылки, разливать на асфальт и поджигать, тушить в луже бензина сигареты и т.д. При этом посетитель любой, даже самой захудалой, АЗС может проверить качество топлива проще и в разы безопаснее — для этого достаточно заглянуть в паспорт качества. Документ выдается на каждую партию каждого вида топлива. По вашему требованию сотрудник заправки обязан показать оригинал с синей печатью, а копии должны быть доступны в «уголке покупателя».
«Качество бензина невозможно измерить никакими тест-полосками — только на специальной одноцилиндровой установке. При этом паспорт качества, в который нужно смотреть покупателю, не может быть засиженной мухами бумажкой двухлетней давности — в копии паспорта должна быть логика. Например, если это Красноярск, то поставщик топлива — либо Ачинский, либо Омский НПЗ. Обращайте внимание на такой показатель, как плотность — смоделировать плотность топлива невозможно. Если ареометр, который вы сами сможете купить за копейки и измерить плотность, покажет не те значения, которые указаны в паспорте качества — обращайтесь в суд», — дал совет красноярцам Леонид Багдасаров.
Обращать внимание автолюбителям также стоит на следующие моменты:
- информация о поставщике топлива — обычно это нефтебаза, но при прямой поставке с НПЗ может быть и завод;
- информация о производителе топлива — нефтеперерабатывающий завод, на котором было произведено топливо;
- норма по Техническому регламенту Таможенного союза;
- норма по НД (нормативные значения параметров топлива в соответствии с ГОСТ, ТУ или СТО);
- фактические значения (результаты лабораторных исследований топлива, в случае отклонений — реализация запрещена);
- октановое число по исследовательскому методу (должно быть не ниже, чем марка бензина, который вы заливаете в бак);
- концентрация серы (реализация топлива с концентрацией серы выше 10 мг/кг запрещена);
- маркировка моторного топлива — обязательно должна содержать обозначение вида топлива, октанового числа и экологического класса (например, реализация топлива ниже К5 (класса пять) запрещена на территории РФ);
- дата и время выдачи паспорта — паспорт формируется непосредственно перед началом реализации партии, а одна поставка распродается за 1-7 дней (если паспорт «старше», то, скорее всего, он недействителен или это подделка).
Посетить лекцию программы «Топливный класс» могли профессионалы в сфере нефтепереработки, владельцы красноярских АЗС, водители, представители вузов и те, кому небезразлична тема. После четырехчасового общения со спикерами они унесли не только багаж знаний, но и именной сертификат, подтверждающий полученные компетенции. Очевидно, что сибирским городам, которые входят в топ по количеству автомобилей на душу населения и являются промышленными центрами страны, эта тема небезразлична, а значит — новому семинару в Сибири быть.
Интернет-газета Newslab, фотографии Антона Новоселова