Потихонечку продолжаем фестивальный дневник. Сегодня на повестке дня – отмороженный шведский хоррор и чистосердечная испанская драма.
В шведских «30 днях до рассвета» - коллизия, отчасти напоминающая «30 дней ночи»: крохотный городок, полярная ночь, неожиданное увеличение вампирского поголовья. Только если Дэвид Слэйд сотоварищи сотворили на таком материале кино стильное и невероятно лютое, то у выпускника ВГИКа Андерса Банке вышла честная трэшуха, сляпанная кое-как за копейки.
С одной стороны, у него вроде бы есть какие-никакие, но всё же оригинальные идеи – любопытный пролог про нацистов, которых морозной зимой 44-го на Украине в хате, куда они забрели погреться, погрызла клыкастая пейзанка, вампир-генетик, разработавший специальные таблеточки для превращения человека в вампира.
С другой же, в сюжетном плане – клише на клише, да ещё и разыгранные будто бы на палочках. Мать-одиночка с проницательной дочкой, непременная вечеринка ближе к финалу, где алкогольный разгул оборачивается кровавой резней. И выполнено всё так, что уйййй…. К середине в зале начинают понемногу раздаваться нервные смешки в отдельных сценах (например, где вампир, свесившийся с фонарного столба, с хрустом поедает пуделька у зазевавшейся хозяйки), к финалу уже стоит дружный истерический хохот.
Некоторые удачи тут всё же есть – например, превращение практиканта-медика в вампира обставлено очень весело (сначала с ним заговаривает прохожий ротвейлер на улице, а потом предстоит знакомство с родителями девушки, у которых по всему дому распятия, а на ужин форель в чесночном соусе). Но всё равно – снято дурно и халтурно, сыграно как попало, большинство диалогов – хоть под печку лезь, а уж как автор монтирует параллельные сюжетные линии, о, это не передать.
А самое смешное, что прямо сейчас Банке как раз доводит до ума свой новый фильм в Москве на российские деньги, и это не что-нибудь, а официальный русскоязычный римейк довольно мощных «Горячих новостей» великого гонконгца Джонни То. С Евгением Цыгановым, Максимом Коноваловым и Сергеем Гармашем (Гармашом?). Что продюсер Сэм Клебанов умудрился разглядеть в Банке в «30 днях до рассвета» - ума не приложу. Возможно, подумал, что если этому парню дать побольше денег, у него получится что-то толковое. Не знаю, не знаю – с фантазией у Банке вроде порядок, но вот руки точно растут не оттуда, откуда следовало бы.
А сразу за этим ужасом была испанская драма «ТёмноСинийПочтиЧерный» - с таким кратким содержанием сюжета, что тоже вполне можно было прийти в ужас. Хорхе, швейцар в жилом комплексе, где сам и живёт, один ухаживает за парализованным после удара отцом и тихонько влюблен в соседку-одноклассницу. Брат Хорхе, Антонио, сидит в тюрьме, где встречается с заключенной Паулой. Паула хочет забеременеть, чтобы её перевели в родильное отделение, но от Антонио забеременеть нельзя – и тогда он просит своего брата Хорхе помочь ему в этом деле.
Меж тем, лучший друг Хорхе Шон (вообще-то Израель, но все его кличат Шоном, потому что похож на Шона Пенна) периодически от нечего делать подглядывает с крыши дома за массажистом, оказывающим своим клиентам-мужчинам услуги, немного выходящие за рамки приличий – и в один прекрасный день видит среди клиентов своего отца.
От такого захода не грех с некоторым ужасом ожидать свирепой эмоциональной мясорубки в лучших традициях какого-нибудь Иньярриту – и тем приятней было обнаружить, что на самом деле всё гораздо симпатичней. Режиссер-дебютант Даниель Санчес Аревало снимают эту историю о простых и симпатичных людях как-то поразительно тонко и нежно. У него получается выдерживать удивительную интонацию, балансирующую на грани комического и трагического, но не сползающую ни в одну из сторон.
В принципе, в названии так прямо и сказано – почти чёрный, да, но только почти; всё-таки тёмно-синий. И это существенная разница – фильм не выматывает душу и не заставляет проходить через эмоциональный ад, чтобы пережить какой-то грандиозный придуманный катарсис. Он скорее предлагает тихонечко посмотреть на хороших людей в не очень хороших обстоятельствах и тихонечко порадоваться тому, как они с ними справляются. И от фильма остаётся какое-то очень приятное такое послевкусие - будто только что с хорошим человеком хорошо поговорил.
С.М.