В ролях: Джош Хартнетт, Мелисса Джордж, Дэнни Хьюстон, Бен Фостер, Марк Бун Джуниор
Продолжительность – 105 м
Несмотря на то, что вампиры – существа исключительно старосветские, в Америке им как-то особенно везёт на удачные творческие перерождения. Здесь уже не раз бывало, что особенно находчивый режиссер совмещал концепцию вампиров с каким-нибудь местным колоритом и вдыхал вдруг новую жизнь в тихо увядающий вампирский жанр. Ровно двадцать лет назад подобное проделала Кэтрин Бигелоу, превратившая вампиров в некое подобие разбойников с большой дороги в своём шедевре “Near Dark”. Теперь примерно то же самое осуществил Дэвид Слэйд, отправив вампиров на Аляску кормиться после наступления полярной ночи.
Строго говоря, идея была не его – он всего лишь экранизировал довольно-таки блестящий комикс Стива Найлза и Бена Темплсмита. Но экранизировал так, что нельзя не признать – такого яркого, эффектного и попросту мощного вампирского ужастика не было со времен, как минимум, «Вампиров» Карпентера.
При этом отметим, что сценарно «30 дней ночи» очень далёк от идеала – тут есть провалы и неровности, глупости и противоречия, и вообще, фильм кажется переписанным несколько раз никак не связанными между собой людьми, которые при этом ещё и ненавидели друг друга. Однако это тот самый редкий случай, когда всё это совершенно неважно – потому что Дэвид Слэйд берёт эту кособокую историю и ставит её так, что с фильма выходишь с некоторым настойчивым, но очень правильным звоном в ушах.
Слэйд, дебютировавший несколько лет назад отменным провокационным триллером «Леденец», совершенно потрясающе ставит кадр – по общей красивости картинки «30 дней ночи» вполне могут посоперничать с какими-нибудь «300 спартанцами». Им же, кстати, фильм даст и сто очков вперёд по чистой физической мощи – многие сцены здесь сняты и смонтированы так, что их воздействие ощущаешь практически телом. Фильм вообще не особо церемонится со зрителем – звук тут намеренно записан для усиления чувства дискомфорта, музыка будто оглушает, и через некоторое время начинаешь чувствовать, будто это тебя только что перевернуло в машине, а не героев фильма. Обычно все такие приёмчики кажутся жульничеством и ударами ниже пояса, но у Слэйда всё это работает неожиданно чётко и слаженно – то есть, трясущаяся камера и рваный монтаж были придуманы именно для этого, а не того, что делает Пол Гринграсс в «Борнах». Всё правильно, то есть – важен не сам приём, а то, кто и как им пользуется. Слэйд всем пользуется именно так, как надо, и за это ему, пожалуй, стоит сказать спасибо. В полку лучших жанровых картин года прибыло.
Вердикт Кочерыжкина – отменный модерновый вампирский хоррор – лютый, бескомпромиссный и адски красивый