Главная
>
Статьи
>
Гоголь и Прохорова

Гоголь и Прохорова

03.04.2009
22

Пожалуй, единственный, кто отметил юбилей русского классика не бессмысленной «пьянкой-гулянкой» или выставкой поветшалых книжек, а реальным делом, нацеленным в поддержку русской литературы, это Фонд культурных инициатив (Фонд Михаила Прохорова). Я говорю о премии «НОС».

Всем прекрасен Фонд Прохорова: и акции проводит значительные и со смыслом, и возможности у Фонда вроде имеются, и сама Ирина Дмитриевна, безусловно, главный вдохновитель и организатор всей Фондовской деятельности, человек во всех отношениях продвинутый, культурный и деловой (я с ней встречался пару раз в составе редакции журнала «День и ночь», когда журнал в Фонде Прохорова еще подкармливался, поэтому свидетельствую не только на основе телевизионных впечатлений: человек Ирина Дмитриевна действительно интересный. Может даже выдающийся. Одна из немногих, кто пытается работать с сознанием российского населения, предлагая какие-то новые формы, пытается развивать его, сознание наше (кто знает содержание журнала «Новое литературное обозрение» поймет, о чем я). Да и группа поэтов «Вавилон» под водительством Дмитрия Кузьмина не зря под крылышко к Ирине Дмитриевне перекинулась.)

Литературная премия НОСВот и премия «НОС» вполне в общем котле этой деятельности. Премия направлена на «поддержку новых трендов в современной художественной словесности на русском языке», даже сам Николай Васильевич спустя столетие тоже оказался «продвинутым трендом». Хотя к Гоголю премия привязана совершенно условно: «НОС» — это всего лишь «Новая словесность», ну а учредили ее в юбилей, полагаю, только потому, что юбилей. С таким же успехом могли ее назвать «Дубровский», например («Дуракам убогим брать образы великих словесников категорически исключено») или «Фелица» («Фуфло едва ли царапнет автора»). Но «НОС» лучше звучит. Хотя тоже не уверен. Фазиль Искандер, лауреат государственной премии Российской Федерации, лауреат премии «Нос» (?). Или та же Ирина Прохорова, учредитель Фонда Культурных инициатив, лауреат премии «Нос» (?).

В жюри премии Николай Сванидзе, Кирилл Кобрин, Елена Фанайлова… Известные, хорошие имена. Лично мне не хватает в этом списке самой Ирины Дмитриевны. Как всегда Ирина Прохорова загребает жар чужими руками. Ну, то есть развивает нашу ментальность, чтобы мы (говоря более конкретно) поэзию определяли не по количеству слогов в строчке, или объему слюны, разбрызгиваемой автором при прочтении, а по неким иным признакам; чтобы мы умели видеть искусство, красоту там, где они действительно есть, а не где нам сказали или, еще того хуже, велели видеть.

Глубоко убежден, что именно эту просветительскую миссию и взвалила на себя уважаемая госпожа Прохорова. Взвалила совершенно бескорыстно, по каким-то ведомым ей одной соображениям. И добросовестно этой миссии следует.

Я лично всей душой за нее болею, даже переживаю. Но не могу отвязаться от некой настороженности, которая сидит во мне при любом упоминании о делах и свершениях Фонда Прохорова, Ирины Прохоровой.

Собственно весь этот тяжелый для меня текст сочиняю, чтоб разобраться: откуда эта антипрохоровская настороженность берется?

К богатым людям я отношусь спокойно: у самого есть друзья, по состоянию вполне сравнимые с уважаемым Михаилом Дмитриевичем…

Деятельность Фонда культурных инициатив искренне считаю прогрессивной и благородной, и ни в никакую криминальную подоплеку (всяческие отмывания и пр.), которая часто возникает при любом выходе в свет любого начинания, связанного с бизнесом и со властью, не верю.

Что же тогда?

Думаю, все-таки именно это, оно самое вышеназванное: слишком малое личное присутствие во всех культурных деяниях Фонда самой Ирины Дмитриевны. Взять ту же премию «НОС»… Почему «НОС», почему Гоголь? Фонд функционирует уже приличное число лет, наработан материал, опыт, вот и учредили бы брат с сестрой ну скажем Международную Прохоровскую премию: и звучит неплохо, без всяких игрушечных расшифровок, которыми взрослым людям и заниматься-то неприлично, и нет той искусственности, которая в «НОСу» несомненно присутствует. Все по делу, все от себя, серьезных, умных, образованных, богатых и щедрых людей. И вообще, согласитесь, как-то сразу силой повеяло от такого названия: Международная Прохоровская премия.

Ладно, «НОС» так «НОС». Но тогда возглавь жюри, так и покажи людям: это моя политика, я так вижу литературную (художественную и пр.) реальность и необходимость. Нет, опять спрятаться за спины, возможно, неплохих, возможно, умных, ребят, но мнение которых, мне лично до лампочки. И большинству интересующихся литературой людей, я уверен, тоже. Чем ты сама плоха, что, у тебя комплексы, в детстве затирали? Или Ирина Дмитриевна хочет быть над волной, лишь направляя, подхлестывая? Опять-таки подозрительно. Что если вдруг не получится, чтоб не ругали? Чтобы можно было тихо свалить, отойти в сторону? Если лауреатом этого «Носа» станет какой-нибудь московский болван, то кто, Сванидзе будет отвечать перед потомками и перед тенью Н. Гоголя? А Прохорова только организовывала, не надо к ней из могилы являться, ладно Николай Васильевич (да еще Гоголя «трендом» обозвали, представляете, как он может рассвирепеть с того света? И так уж, наверняка, в гробу переворачивается то, что от него там осталось)?

Возможно, это вроде как скромное достоинство говорит в Ирине Дмитриевне, ну там не выпячиваться, понятно, что я и так много значу, чего я буду по пустякам мелькать… Пусть публика сама все решает, сама тянется к новому, правильному… А Фонд только поддерживает, контролирует, помогает… Так-то оно так, да только публика по-моему — идиотка. И сама она ничего не решит и никуда не потянется, если калач не покажешь да фуршет не организуешь. Да губернатора не привлечешь.

Вот где культура и образованность только мешают (помимо автобуса, городской бани и очереди в жко): в организации премий, оказывается. Была бы Ирина Прохорова попроще, похуже бы училась в своем МГУ, поменьше бы знала языков, за словарем бы следила повнимательней, аккуратней используя всякие древнегреческие слова вроде «тренда» (о чем и Президент России как-то предупреждал: о нецелевом использовании иностранных слов, помните?), то и привлекательность Фонда Прохорова и главного его вдохновителя, замечательной Ирины Дмитриевны была бы повыше. Да и авторов надо издавать осторожнее: не готовы мы еще к разным бредовым переделкам западных текстов, ну не можем мы поверить в наших Гарри Снайдеров и Дзюнов Таками, потому что прочли уже настоящих. Пусть и большинство в переводах.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать