Главная
>
Статьи
>
Красноярский «Октябрь»

Красноярский «Октябрь»

24.06.2009
6

Вышел в свет апрельский номер журнала «Октябрь», посвященный осенней поездке писателей по России. «Литературный экспресс», если помните.

Говоря об этом проекте, сложно избежать иронических, может быть, даже насмешливо-издевательских обертонов. Ну как же: несмотря на некоторое количество приличных людей-писателей, поучаствовавших в этой поездке, с обывательской, да просто с читательской точки зрения, поход этот выглядел, как знакомство столичных знаменитостей собственно со страной, в которой они живут, для которой пишут и благодаря которой очень себе ничего зарабатывают (а о чем же пишут они тогда и, главное, кому они здесь в России нужны?). Для многих выезд за пределы МКАД в восточном направлении наверняка стал событием.

От примерно таких интонаций справедливо не воздержался в статье, предваряющей один из разделов журнала, Евгений Анатольевич Попов. Цитирую:

«…писателям, которые „вышли из народа“, тоже не худо бы вернуться туда, разорвав дурной магический круг концентрированного столичного культурного пространства, где суть литературного дела весьма часто заменяется тусовочной фикцией, суетой вокруг модных имен и престижных премий. Вкупе с тем новорусским снобизмом, который позволил какой-то либеральной журналисточке кощунственно сравнить поездку нынешних литераторов по стране с визитом совписов на Беломорканал.»

Евгений Попов «Транссиб и вокруг», «Октябрь» № 4 2009.

Помимо Евгения Анатольевича, в путевом жанре отметились и другие участники поездки (З. Прилепин, В. Попов, Л. Юзефович и др.)

Здорово то, что кроме своих впечатлений, столичные товарищи захватили из российских провинций рукописи своих менее «звучащих» коллег.

Из красноярцев в журнале… Правильно, наш старый знакомый Евгений Эдин.

Но в этот раз и старая гвардия напомнила о себе. Компанию Евгению составил красноярский классик Эдуард Иванович Русаков.

(тут есть даже некое «именное» совпадение: Эдуард — Эдин).

Эдин представлен рассказом «Кожа».

Эдуард Иванович — рассказом «Приговор».

Я тут на миг вообразил, что два этих достойных человека и писателя — не писатели вовсе, а, к примеру, боксеры и бьются на ринге за первенство. Бьются своими рассказами, естественно. А мы с вами — жюри. Коллегия арбитров. Кому бы вы отдали первенство?

Я, подумав немного (много не склонен), отдаю победу в данной схватке Евгению Эдину.

Несмотря на то, что: рассказ размазан, как манка детсадовская по тарелке, местами даже дно проступает, слишком пространное исполнение не совсем соответствует довольно скромному замыслу; вообще от рассказа веет рукой эдакого усталого мастера, уже все повидавшего и, как ни печально, все сказавшего; несмотря на то, что: рассказ Эдуарда Ивановича более мастерски исполнен, короток, динамичен, без ненужной в его случае лирики.

Но Эдин своими «фрегатами», «высотками, стоящими, словно ряды в зрительном зале» создает атмосферу. А это искупает во многом и затянутость, и «красивости», и не шибко глубокий смысл, и довольно заурядную развязку. Атмосферу я ставлю выше всего этого.

Рассказ же Русакова из той серии, которую можно было бы условно озаглавить «Бывает и так». Или «Может и так быть». Эдуард Иванович, обращаясь к читателям, будто подмигивает заговорщически и говорит: «А ведь можно и так, мужики». А читательниц же степенно предупреждает: «Леди, осторожнее, так тоже бывает».

Короче, рассказ — игрушка. Такой опытный и классный боец, то бишь, литератор как Эдуард Иванович вполне может себе позволить «поиграть» и у него подобных вещей предостаточно. Но для победы над Эдином этого недостаточно. Здесь надо попотеть основательней.

Антон Нечаев

Рекомендуем почитать