5 января нашему земляку писателю Евгению Попову исполнилось 63 года.
Помимо всяких творческих годовых достижений, Евгений Анатольевич в 2008 замечен как театральный автор: по его рассказам был поставлен спектакль в одном из московских театров. Связывался с Евгением Поповым — поздравлял — и заодно с обязательными пожеланиями здоровья и творческих успехов, набросал ему пять-семь вопросов по этому театральному поводу. Получилась небольшая заметка, которую и вывешиваю. Евгений Анатольевич рассказывает о новом спектакле, а также вообще о театральной судьбе своих произведений.
Прекрасность жизни. Совковый винтаж
«Идущий сейчас спектакль под названием „Прекрасность жизни. Совковый винтаж“
в Московском театре им. А. Пушкина, расположенном на Тверском бульваре, дом 23 рядом с Литературным институтом, куда меня, кстати, дважды не приняли — третья работа театралов с моими текстами. Этот спектакль по моим коротким рассказам, написанным в Красноярске в начале 70-х, стал для меня главным событием минувшего года.
Режиссер Марина Брусникина чудесным образом сумела переместить эти тексты в совершенно иное пространство и время, в другое, что ли, ИЗМЕРЕНИЕ. Для меня это РЕИНКАРНАЦИЯ моего мироощущения тридцатилетней давности, некое волшебство, произошедшее лично со мной.
И я даже не о профессионализме говорю, Брусникина его давно доказала — и прежними работами, включая спектакль „Пролетный гусь“ по Астафьеву, за что получила Государственную премию, и недавним фантастическим, небывалым „Гамлетом“ в Школе-студии МХТ, где таинственного принца играет американский студент. Я о том, что она лучше всякого патентованного литературного критика, растолковала мне суть того, чем я, собственно, всю жизнь занимаюсь, о чем пишу всю жизнь, в которой изменяются только детали, а не целое, сущностное.
Смех сквозь слезы, слезы сквозь смех — а что делать, если личный мир каждого устроен все-таки так, а не по-иному, не по черно-белому, а в сиянье всех цветов Божьего спектра? Кстати, в спектакле заняты исключительно молодые, но уже известные актеры, среди которых два красноярца — Александр Матросов и Игорь Теплов. И практически все действие происходит в ресторане „СЕВЕР“, расположенном напротив школы № 10, где я когда-то учился. Я очень рад, что его приняли не только интеллектуалы, но и так называемая „простая публика“ разных возрастов. И что я еще раз прославил свой город К., стоящий на великой сибирской реке Е., впадающей в Ледовитый океан.
Хреново темперированный клавир
До этого были следующие постановки. Лет 10 назад в городе Амстердаме, что в стране Голландии, был спектакль и его радиоверсия по моей пьесе „Хреново темперированный клавир“, вольное сочинение про писателя Утробина, который хотел, было, повеситься от перестройки, но его спас вор, пришедший в это время грабить его квартиру. Пьеса была напечатана в журнале „Волга“. Я спектакль не видел, имел его звукозапись, но потом потерял.
Был очень хороший спектакль тоже с названием „Прекрасность жизни“, но с подзаголовком „Философско-патриотическая уратория“, поставленный (1995) в Саратове, в театре АТХ (Академия Театральных Художеств) Иваном Верховых по моему роману „Прекрасность жизни“. Спектакль шел много лет, пока этот уникальный, отнюдь не ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ театр, ставивший Беккета, Ионеско, Хармса, Пригова не распался из-за полной нищеты и отсутствия денежной поддержки властей предержащих. Иван Верховых сейчас в Москве, в театре Петра Фоменко. Актеры тоже, как писали в советских романах, „нашли свое место в жизни“. А театра больше нет и спектакля тоже. Очень жаль. Хороший, говорю, был спектакль. И совсем другой, чем у Марины Брусникиной. Иван Верховых — явно недооцененная, легендарная театральная личность.
Плешивый мальчик
Других спектаклей у меня нет. Была в середине 70-х длинная история с моей пьесой „Плешивый мальчик“, которую я написал в Красноярске же в 1974-м для ефремовского МХАТа. Пьеса Олегу Николаевичу понравилась, но ее театр отмел по цензурным соображениям, ибо там была изображена всяческая сибирская пьянь, рвань и коммунисты. А главным героем был влюбленный летчик Коля, который вернулся с отсидки, перед этим угнав из-за девки самолет, а в конце пьесы застрелившись в день собственной свадьбы с этой же девкой. Из пистолета своего покойного папаши, офицера МВД. Так она и до сих пор нигде не напечатана, не поставлена.
Был еще какой-то студенческий спектакль в ГИТИСе, о чем мне говорил бард Олег Митяев, там когда-то учившийся. По-моему он назывался „Родительский день“, по одноименному рассказу. Мне говорили, что там играл будущий алтайский губернатор Михаил Евдокимов, тоже выпускник этого ВУЗа. Но его, увы, теперь об этом уже не спросишь. Примечательно, что ребята спектакль поставили тогда, когда меня уже выперли из Союза писателей за альманах „Метрополь“.
Красноярские театры ко мне не обращались, и я к ним тоже. Какие из моих сочинений нужно или можно театрализовать я не знаю. Я много чего написал. Может, „Накануне. Накануне“ — шутовскую переделку знаменитого тургеневского романа? Или пьесу „Страсти по Венедикту“ про Венедикта Ерофеева…
Евгений Попов, г. Москва»
Еще раз поздравляю Евгения Попова с днем рождения, новых и разнообразных Вам удач, Евгений Анатольевич, здоровья и всего-всего наидоброго! Думаю, многие сибиряки присоединятся к моим словам. А то и своих подбавят (в комментариях).
Антон Нечаев