Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Неправильно, (ещё) дайджест

Неправильно, (ещё) дайджест

15.11.2010
0

Ещё пара слов вслед закончившемуся фестивалю Неправильного кино — фильмы из Испании и Бельгии, про комплексы и социалку.

В испанских «Толстяках» рассказывается история о группе психологической поддержки для полных и персонально о каждом её участнике, включая, собственно, ведущего её психиатра. Там очень здорово вскрывается весь набор комплексов, которые можно связать с избыточным весом — и до поры до времени это делается довольно точно, смешно, немного безжалостно и весьма уместно. Правда, ко второй части «Толстяки» незаметно сползают из довольно горькой и злой, но всё же очень смешной комедии, в режим бесконечной мелодрамы — последние минут сорок, не вру, там происходит сплошная затяжная истерика по всем фронтам, что сильно утомляет. Но финал неплохой — такое почти что возвращение к исходной точке, но с интересным результатом.

С бельгийскими «Фламандскими натюрмортами» же вообще занятная штука — бельгийское кино, в том примерно виде, в каком оно запечатлено в великом фильме «Экс-ударник», опознаётся здесь с первых же секунд. Есть, правда, и разница — если в «Ударнике» это чернушное социальное безумие было специально разогнано до совсем уже абсурдных скоростей, что превращалось скорее в злющую пародию на самоё себя, то в «Натюрмортах» оно становится основой для такой вполне традиционной драмы взросления в тяжелых условиях. Смешно, кстати, что главный герой и там, и там — писатель; только если в «Ударнике» это был вполне успешный сложившийся человек, который лез в мир социальных низов из чистого любопытства, то здесь герой вспоминает собственное детство.

13-летний Гюнтер растёт в семье с четырьмя великовозрастными балбесами - папой и тремя дядями - которые все, как на подбор, хамы, козлы, алкоголики и чёрт знает кто, сидящие на шее у мамы-пенсионерки. История насквозь знакомая и если чем удивляющая, то именно уровнем запредельности подробностей. В какой-то момент в городке, где все живут, пытаются поставить мировой рекорд по коллективному принятию алкоголя, ещё есть сцена, где здоровенные лбы приводят в пивную 13-летнюю племянницу, она просит лимонада, а барменша-карлица начинает её отчитывать, мол, ты чё, сахарная, и нас все пьют пиво, дура. Ну, и всё такое. Местами смешно (в особенности то, что герой становится писателем благодаря тому, что в школе его вечно в качестве наказания заставляли писать длинные сочинения на вольные темы), но, в основном, довольно мучительно — хотя и интересно, конечно, правда ли в бельгийской провинции рутинным образом творится такое безумие. И вообще, если верить фильмам вроде «Ударника» и «Натюрмортов», то в провинциальной Бельгии присутствует то же ощущение тупой тоскливой безысходности, что свойственно и местной провинции. Вот тебе и благополучная Европа, ёлки-палки.

И да, кстати — фестиваль у нас нынче сменяется фестивалем сразу, без разговоров. Только отшумело неправильное кино, как уже сегодня в «Луче» начинается трёхдневный фестиваль «Французское кино сегодня». Не забывайте!

Сергей Мезенов

Рекомендуем почитать