Недавно у нас с подругой случился спор из категории бестолковых, но принципиальных: кому надо быть умнее - актеру или танцору? Мы оба с известной натяжкой относимся к этим разным цехам, поэтому спорили горячо, сознавая при этом - тема нездоровая. Хотя бы потому, что она рогами упирается в вопрос, какое из этих ремесел считать более ремесленническим. «Танцору достаточно изящно дрыгать нижними конечностями, - заявила подруга. - Его вообще можно заменить каким-нибудь футболистом». Она как в букмекерские сводки глядела.
Спектакль «Дань танца искусству футбола» открывал «Норильские сезоны» в этом году. Масштаб норвежской труппы «Йо Стромгрен Кампани» был, конечно, намного больше нашего скромного правобережного и, что уж греха таить, частенько откровенно халтурного ТЮЗа. Я смотрел на сцену и все ждал, что она треснет пополам и еще раз пополам от лающей речи, лязгающей музыки и страсти, которую на него выплескивали мнимые спортсмены. Показать футбол как искусство и за счет этого приблизить искусство к футболу - вот чего хотели норвежцы, и этот план они, пожалуй, даже перевыполнили. Эти парни, по сути, воздавали дань не только игре как коллективному безумию сильной половины человечества, но и мужскому телу - как единственному инструменту претворения этого безумия в жизнь.
В постановке много движения, много агрессии, есть и обнаженная натура (что нисколько не смутило преимущественно женскую публику). Хореографу удалось в танце воссоздать те мелочи, которые делают самую популярную игру на плане такой узнаваемой и любимой: футбольные суеверия и традиции, взаимоотношения игроков на поле и в раздевалке, нечеловеческие нагрузки тренировок, радость забитого гола. Что-то из этого подверглось осмеянию...да почти все, на самом деле, подверглось, однако это был вовсе не сарказм, а скорее тот гордый смех, с которым многоопытные алкоголики шутят над своим хобби.
Танцорам выпала не менее сложная задача - совместить балетные пируэты с кажущейся тяжеловесностью подчеркнуто брутальных спортсменов. Они из хаоса создавали космос, так же, как тележка с песком, прокатившись по сцене, создала футбольное поле, а нестройный гул голосов неожиданно а-капелла выдал Гимн Лиги Чемпионов. Да, и как же круто они перестраивались в кромешной темноте в композиции-фотокадры!
В Фонде Прохорова утверждают, что этот спектакль Йо Стромгрена стал премьерным для нашей страны. Мне кажется, приведи я свою подругу на следующий показ, спор наш потерял бы остатки смысла и закончился бы счастливым примирением. Не уверен, правда, в том, что мне хотелось бы, чтобы она взирала на голые чужие ягодицы, сверкающие на сцене...но это так, мужское.