Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Итоги «Золотой маски»

Итоги «Золотой маски»

22.04.2014
0

Субботней ночью в стране образовалась очередная партия золотомасочных лауреатов, и поначалу писать об этом как-то не хотелось, потому что все интересующиеся за выходные наверняка успели изучить вожделенные списки (вот они, на всякий случай). Потом, однако, в прессе один за другим стали появляться тексты, выражающие недоумение; недоумение в случае с «Золотой маской» — эмоция наиболее популярная, поэтому отчего бы не понедоумевать сотоварищи?

Например, Николай Берман из Газеты укоряет жюри драматического театра за консервативность при распределении наград и абсурдность формулировок (действительно, награждать Юрия Бутусова за поиск уникального режиссерского языка уже немножко наивно, а номинация «за верность классике» звучит просто смешно). Поскольку интернетный господь бог благословил торренты, а фонд Прохорова сподобился на собственный юбилей привезти нам «Евгения Онегина» театра им. Вахтангова, мы с вами тоже можем осуждающе поцокать языками. Римас Туминас, признанный лучшим драматическим режиссером за свою постановку по пушкинским следам, действительно не сделал ничего выдающегося или отражающего новые веяния в современном театре, да и прессу получил одобрительную, но в целом осторожную (в отличие от Константина Богомолова с его скандальным «Идеальным мужем» — но его-то критики и премировали отдельно). Вот и Дмитрий Ренанский в Кольте справедливо пишет, что «назвать эту (Туминаса) постановку хоть в незначительной степени попадающей в нерв театрального процесса язык не повернется даже у самых ярых поклонников худрука Вахтанговского театра».

И знаете, почему этот традиционализм, который Роман Должанский метко обозвал победой предсказуемости, особенно удивителен? Посмотрите на состав жюри: Елена Гремина, Максим Исаев, Юрий Муравицкий.... Между тем, награду в номинации «Эксперимент» отдали не Дмитрию Волкострелову сами понимаете за что, а гуманитарному проекту Центра драматургии и режиссуры.

Решения музыкального театра осуждать хочется в меньшей степени, поскольку две награды достались «Мессе» из НГАТОиБ — дирижеру Айнарсу Рубикису и артисту Дмитрию Суслову за мужскую роль — а «Месса» — это такой спектакль, ради которого нужно бросать всё и немедленно покупать билеты до Новосибирска. Однако ни одной большой награды не получили ни ведомые Теодором Курентзисом пермяки, ни Мариинка (что слегка курьезно, но, говорят, симптоматично), а например, Андрию Жолдаку за «Евгения Онегина» в Михайловском театре достался «лучший оперный спектакль» — хотя, наверное, менее спорную оперную постановку в прошедшем сезоне еще надо бы поискать (кое-кто даже обозвал тогда увиденное фрик-оперой). Что же касается балета, то здесь самым странным лично для меня еще в пору номинаций была конкуренция классических и современных танцоров; кажется, организаторам ничего бы не стоило добавить еще одну награду в колоссальный по величине (и раздутости) список.

Вообще, объем списков с номинантами (особенно драматическими) просто обязан стать хохмой; есть в этом, конечно, и плюс — будем надеяться, что хоть что-то из скудного красноярского багажа заинтересует экспертов по остаточному принципу, как получилось в этом году со «Снежной королевой». Главное — чтобы театральная конъюнктура не изменилась.

Евгений Мельников

«Золотая маска»: провинциальные радости

«Золотая маска»: а вы слышали?

Рекомендуем почитать