Главная
>
Статьи
>
Чудовища просыпаются, двери музеев открываются

Чудовища просыпаются, двери музеев открываются

20.05.2014
1

Общероссийская акция «Ночь в музее» (или «Музейная ночь») прошла 17 мая в Красноярске на двух площадках — это, конечно, не всеохватывающий масштаб Новосибирска (в крематории, на улицах, в зоопарке и музеях), но тоже с разнообразием.

Музейная ночь «Сон разума»

Зрителей запустили раньше положенного, директор музея Михаил Шубский на входе удивленно протянул входящим «вы — первые зрители», бросил кому-то через плечо «началось» — так открылась музейная ночь, и зрители потекли сначала слабым, потом все набирающим силу потоком, заполняя каждую дырочку огромного КМЦ. Никакой давки на входе, каждое мероприятие начиналось вовремя — такой спокойной ночи здесь не было уже давно, при том, что люди все прибывали, толпы загораживали представления. Что-то не началось вообще — платформа осталась девственной, раскиданные по ней метаморфозы так и не изменились. В углу весь вечер просидела, словно уставшая, ростовая марионетка — белая девочка, шевелящая руками, обтянутые полиэтиленовой лентой оставшиеся с советских времен революционеры задыхались в световой агонии.

Теперь почти не встречающаяся в музее фраза крупными черными буквами на белых листах «Руками не трогать» расклеена по всем залам с экспозицией художницы Татьяны Антошиной (иначе еще до конца ночи все инсталляции бы разбили на кусочки). Это весь второй этаж светелки, с белыми стенами, по всей территории — вежливые мальчики, отгоняющие людей от артефактов. На ночи особенно чувствуется, как люди со скрипом преодолевают в себе трехлеток: долго рассматривают стоящие на столиках инсталляции, мелкие, из разного материала, шершавого, гладкого, легкого, и потом, словно украдкой, проводят по ним пальцем. Из угла бежит смотритель — на другом этаже картина Батынкова (часовня, сделанная на картоне) с проступающим нутром тоже участвует в коммуникации: люди, уходя, тыкают пальцами в ее картонные раны.

Самое популярное этой ночью — в рамках экспозиции «Сломанный воздух» подвешенные к потолку «качели», одинаково развлекающие детей, взрослых и фотографов, облепивших углы, снимающих сверху и снизу, как на фоне современного искусства пролетает чья-то нога. Всю ночь из огороженного душного прямоугольника в синих залах, где московский композитор Александр Маноцков сделал аудиовизуальную инсталляцию по собственной опере «Бойе», раздается музыка и крики — мальчик ходит по тайге и зовет собаку: надрывное «Бойе, Бойе!» вплетается в воздух. И проникает в соседний восьмигранник, где прекрасные девушки танцуют современный танец, а ближе к концу ночи Театр «Вспышка» читает очень смешную пьесу «Урод».

Музейная ночь

Несколько площадок захватил музей науки «Ньютон-парк», устраивающий мастер-классы по созданию собственных изобретений и представления по расплавлению гвоздя. На сцене полиэкрана московский режиссер Николай Берман в домашних тапках показывал моноспектакль по текстам Чаадаева, Пелевина и Сорокина, предрекая России плохое будущее (но с любовью) и бросая шапкой-ушанкой в зал. Зрители фотографируются с военной машиной, словно она стоит тут впервые, разглядывают фотографии в красных залах, раскачивают «гроб» с телом вождя (инсталляция Ковалевского), вездесущие смотрители бьют по рукам. Где-то поют застольные песни, где-то читают стихи и последний сценарий Балабанова, под конец прохладная набережная встречает расходящуюся толпу — ночь удалась, можно спать.

Музейная ночь «Тайны музейного двора»

В это же время в музее имени Сурикова — тоже толпа, в 18.20 билетов нет, «приходите к 22:00»: ночь разбита на две части (с шести и с десяти), программа повторяется. Лучшим местом оказывается открытый на время ночи внутренний парк с маленькими скульптурами (сломанный олень, птица, куница, Гоголь). В залах можно было посмотреть только постоянную экспозицию, но она действительно прекрасна — Суриков, Бенуа и другие. Каждый час актер в костюме прошлых веков, играя архитектора Соколовского, которому и посвящена эта ночь, водил по особняку Гадаловой экскурсию и рассказывал про его особенности. Тут же что-то мастерили дети, Newslab.ru помогал отправлять письма, Бакен продавал книги по искусству, в фотосалоне за сто рублей выдавали фотографии, играли в музейную мафию, по залам бродили девушки в вечерних платьях, в закутке рисовали быстрый портрет в стиле модерн.

Музейная ночь

Главная достопримечательность ночи — автобусные экскурсии по памятникам архитектора Соколовского, но записаться можно только на время через три часа — что делать эти три часа ожидания, совершенно неясно. Попасть на ночь стоит даже дороже, чем в КМЦ, где каждый сантиметр площади вспыхивает искусством, здесь все предлагаемые развлечения имеют к искусству весьма опосредованное отношение (не считая, конечно, мало привлекающих зрителей драгоценных акварелей и рисунков по стенам). Зрители выгнаны на улицу греться на солнце во дворе, где играют музыку и подают кофе — к машине выстраивается постоянно растущая очередь и солнце падает на потрескавшиеся лавочки.

Олеся Позднякова,
фото Алины Ковригиной

Сон разума и оранжевый ящик: фоторепортаж с Музейной ночи`2014

В ночном: Музейная ночь`2013
Ночь, Красноярск, музей и снег: фоторепортаж с Музейной ночи`2013

Шубский Михаил Павлович
Экс-директор Красноярского краевого культурно-исторического музейного комплекса

Рекомендуем почитать