Главная
>
Статьи
>
Культура
>
Андрейс Жагарс об «Аиде»

Андрейс Жагарс об «Аиде»

18.06.2014
3

 Андрейс ЖагарсЕгипетские чудеса в нашем кишлаке! Накануне премьеры оперного спектакля «Аида» мне в руки попала запись эфира серебреннодождистого «Кино, вино и домино» с Андрейсом Жагарсом. Десятиминутный спич маэстро целиком, конечно, в передачу не уместился — но нам-то с вами интернета не жалко, да и чего добру пропадать? Посмотрите-ка, что известнейший прибалтийский режиссер-постановщик рассказывает о своем новом детище:

  • «По статистике, самые популярные оперы во всем мире — это „Аида“, „Богема“ и „Кармен“. „Аида“ — это жемчужина оперного жанра с широчайшим спектром характерных для него приемов. Она позволяет продемонстрировать свои возможности всей труппе — ансамблю солистов, хору, оркестру, балету, наконец. С другой стороны, сама музыка „Аиды“, её характер, тянет на очень помпезную, декоративную постановку. Но при всей этой визуальной мощи массовых сцен важно не забыть, что это все-таки интимная история. Поэтому, работая над спектаклем, особое внимание мы обращали на сцены, где герои из треугольника Аида — Радамес — Амнерис говорят о своих чувствах, где они страдают, где они борются за свою любовь. Мы старались, чтобы это были очень яркие, выразительные, страстные сцены, чтобы зритель при всей оперной эстетике мог поверить в отношения между героями, сопереживать им, получить катарсис. Я очень много работаю над этими тонкими, мелкими деталями в отношениях между героями. Часто солисты забываются и в этих тонких отношениях тоже много позируют. Поэтому мы боролись против оперных штампов, против фальшивых, неживых эмоций, старались вытянуть из артистов сопереживания правдивые, сильные, выразительные».
  • «Конечно, всегда легче готовить только один состав и тем самым более продуктивно проводить время. Но, поскольку я много работал в репертуарных театрах, то знаю, что надо приготовить два-три состава, как и произошло сейчас. Это непросто: надо отгадать преимущества каждого солиста, помочь справиться с недостатками и показать достоинства. У всех солистов темперамент разный, отличается и химия, которая создается между участниками ансамбля — но рисунок, концепция спектакля для всех исполнителей одна и та же. Мы проводили много такой даже педагогической работы, учили основам системы Станиславского. В принципе, есть результаты — я доволен, что люди старались, слушали, выполняли домашние задания. Конечно, сразу видно, что те, кто талантлив и одарен от природы, то у тех получается легче, а кто скован и менее одарен актерскими данными — хуже. Но когда после двух недель работы человек раскрывался, становилась видна его чувственная душа, я испытывал большую радость. Пение — это ведь не просто производство звука, все краски в пении идут от эмоционального состояния. Кажется, мы многого достигли для некоторых солистов».
  • «Важно, что мы соблюдаем историческую египетскую цветовую гамму для оформления спектакля и костюмов, но сама декорация будет минималистичной. Я доволен тем, как поработала наша команда — сильный сценограф Иварс Новикс, самая опытная в Латвии художник по костюмам Кристине Пастернака и художник по свету, англичанин Кевин Джон Вун».
  • «Аида» — это, конечно, не детская опера, но рассчитана она на все возрастные группы, на зрителя, который любит музыкальный жанр оперы и вообще любит театр. Не знаю, какая у вас основная публика в Красноярске, но, например, в европейских театрах, где я работал, публика очень разная. В Германии, где все население — это фанаты оперного жанра, существует 90 оперных театров на 80 млн человек, там очень много молодежи. В Италии же, к сожалению, театры заполнены на 60-70%, публика — пожилые люди; там опера — элитное искусство не для всех. А у нас в Риге смешанная публика — от семнадцатилетних до семидесятилетних, наша маркетинговая политика заключается в том, чтобы настигнуть все возрастные группы. Я надеюсь, что здесь, в Красноярске, спектакль будет популярен и привлечет различные категории зрителей".

Театральная афиша на Newslab.ru

Рекомендуем почитать