Главная
>
Форум
>
обсуждение материалов
>
Неизвестные этюды известных художников
уж не бывшая ли автор культурного блога Елена Коновалова решила тряхнуть стариной и выступить на любимом ресурсе в качестве гэст стар в комментариях?)))
Олеся, кто дал Вам право с таким пренебрежением отзываться о выставке и художниках? Я читаю ваши тексты всегда, по той причине, что в мою обязанность входит просматривать всё, что пишется о местных выставках и художниках, и тексты эти раз от раза всё надменнее и "насмешливее", а уж фото произведений... в ракурсе, в обрез, без фокуса... Вам самой нравится? Вы таким образом пытались внимание читателей к выставке привлечь или так это покритиковать?
Давайте начнём критиковать, я вам попытаюсь помочь, хоть вы об этом и не просите, как говорилось в одном фильме " надо, Федя, надо".
Несколько лет назад в этой же галерее была выставка этюдов А.Г. Поздеева, поразила, она меня в первые мгновения именно развеской вплотную рама к раме. Разговорилась с директором фонда А.Г. Оказывается, именно так мечтал развесить свои этюды сам мастер, вплотную, как некие кадры кинопленки, беспрерывное цвето и светодвижение в природе и изменений самой натуры. Более чем интересное желание и подобная развеска дала новый эффект понимания этюда как такового и поздеевского восприятия пейзажа в частности. Думаю и в данном случае авторы выставки воспользовались этим опытом и уверена старались интересно и со смыслом сделать экспозицию. Ведь этюд - это незаконченная вещь, грань , вариант поиска, один из ряда. Развеска картин вплотную друг к другу - это многовековой европейский опыт именно частных выставочных галерей, собственно ситуация с развеской стала меняться только во второй половине 19 века с развитием музеев и государственных художественных галерей, которые могли позволить себе иметь громадные выставочные площади. Такая развеска - признак камерности, индивидуальности коллекции, частности, вполне корректно, допустимо в конце концов.
По поводу "белесости" вы очень хорошо заметили, только почему-то проходили мимо и прошли. Видите ли, в 1950-1980-е годы использовались в основном титановые белила (сейчас их выпуск запрещен). Они вредны для здоровья, но дают необычайно тонкие разбелы и позволяют сохранить прозрачность масла, ими можно создавать тонкие по фактуре плотные насыщенные по цвету мазки, одна беда со временем многие пигменты , что называется "садятся", изменяют насыщенность, а то и вообще меняют свой цвет (например фиолетовые, железная синяя), а вот титановые белила чуть желтеют, но не теряют своей силы, отсюда и белесость, особенно Ряузова, который вообще был их большой поклонник. Хорошим художником всегда считался тот, кто сам грунтует свои холсты. Вообще в советское время очень пропагандировалась знание техники живописи от и до, не просто хороший тон, а норма для настоящего мастера - самому грунтовать свои холсты, искать новые красочные замесы и смеси и даже кисти делать. Поэтому на покупных грунтованных холстах писали редко, грунтовали сами, краски, а именно белила тоже часто делали сами, они продавались в виде порошка. Это всё тоже фактор проседания цвета, в особенности это касается Капелько, он потрясающе небрежен был зачастую именно в плане техники живописи. Кроме того, обязательным для советского живописца, работавшего в любом жанре было владение формой, поиск новых способов работы с пространством и временем в рамках живописного реализма. Помимо тем именно эти задачи определяли весь накал красноярских худсоветов. Художественно-критические статьи столичных изданий 1950- п.п.1970-х собственно на этом только и сосредоточены. Отсюда и активная поисковая работа со светом и тенью, опять с теми же белилами.
Про "плохо промазанной краской краями" просто повеселили. Например, К.С. Малевич, во множестве своих текстов (почитайте) предлагает рассматривать искусство, как один из трёх способов познания, живопись - это мышление, особая такая форма познания Бытия вообще и Человека в частности. Этюд - это мысль в художественной форме, формо-мыслеощущение. Художник мыслит, а не картинки для зрителей делает. Картинки для зрителей, это те, что "дырку на обоях загораживают". Цель художника в этюде думать-чувствовать, а не края "промазывать", и тут промажет или не промажет дело десятое, а если не промажет, значит еще думает или хочет, чтобы мысль его намеренно не закончилась даже для него самого. "Незаконченный" на ваш взгляд этюд или даже работа - это вопрос без ответа, вопрос для дальнейшего размышления его и зрителя, если таковой появится. Кроме того есть такое понятие "этюдный характер", это когда законченная работа (иногда даже очень долгая) имеет вид этюдной простоты задач, быстрости, лёгкости выполнения. Вот вся калтатская серия Поздеева как раз вот такие этюды-картины. А то из вашего текста получается, что этюд - так сиюминутная прихоть-удовольствие недомазанное.
По поводу доминанты пейзажа в творчестве красноярских художников. Вы так небрежно об этом пишите, как о недостатке или некой ограниченности местных художников. Зря. Здесь происходит фантастическая вещь и происходила всё советское время, несколько десятков лет - практически все приезжие художники, не говоря уже о местных уроженцах, вступали в СХ с жанровой композицией или портретом, а пожив и поработав в Красноярске и крае несколько лет вдруг становились пейзажистами или совмещали жанры с пейзажем и многие до конца своих дней (Лекаренко, Ряузов, Худоногов, Грачёв, Ежов, Капелько, Калинин и др. ). Почему? Вопрос сложный, пока без доказательного, обоснованного конкретного для Красноярска ответа. Е.Ю. Худоногова ка-то высказала мысль, что это связано с окружающим пространством, например, омские, владимирские, московские художники (а там тотально равнинное пространство) в советское время славились как мастера больших по размеру фигурных композиций. Акварель 1960-1970-х как особое художественно-эстетическое явление советской живописи явилась в дождливом Петербурге.
К сожалению нет временной возможности поработать над всем вашим текстом.
Просто так вы небрежно "ничего грандиозного", этюды вообще принципиально не "грандиозны". Думайте и узнавайте про то о чём пишите, хоть немного. Ведь галерея Романовых очень даже интересное явление в Красноярске. Почему собирают этюды , почему эти выставили и именно так. Что для нас зрителей может дать эта выставка. У вас, простите, не художественно-критический обзор, а одни эмоции, зачастую негативные и вызванные элементарным незнакомством с вопросом о котором пишите.
Удачных статей.

какой-то бред написали. ничего подобного в тексте не увидел.
Ирина Елена
+ 5 1
29 января 2015 г. 11:40
Елена, очень была удивлена, читая Ваш комментарий! Лично я в тексте не увидела ничего "надменного" и тем более "насмешливого". Скорее наоборот - очень трепетное отношение к нашим художникам. Может быть, Вы просто не объективны? (тем более Вы сами заявляете о предвзятом отношении к автору)
Я не в коем случае не берусь никого судить, но я, естественно, сначала читала текст, а уже потом ваш комментарий - и после каждого пункта удивлялась все сильней и сильней. Такое ощущение, что Вы считаете, что одна Вы знаете эти вещи, а все, в том числе и автор, - полные нули. К чему ваш ликбез? Он тут совсем не уместен (Вы наверное "учитель-поучитель" по складу характера).
Вот с чего вы взяли, что автору не понравилась развеска? По поводу белесости и непромазанных краев - она повеселила Вас, а Вы всех остальных - не приписывайте словам того, что в них (наверняка) не было заложено! Ну и про "грандиозность" - конечно, Вы то понимаете, что этюды принципиально не грандиозны, а автор нет, он наверное чисто случайно так написал, да?
Научитесь сначала читать, а потом уже пишите "критику".
  • Оставить комментарий
  • Войти